Основные данные катера «Олимп»
Длина наибольшая, м | 9,0 |
Ширина наибольшая, м | 3,0 |
Высота борта на миделе, м | 1,46 |
Осадка по КВЛ, м | 0,5 |
Мощность силовой установки, л.с./кВт | 260/191 |
Водоизмещение, т | 4,7 |
Скорость, км/ч: | |
с 2 чел. на борту | 55 |
при полном водоизм. | 48 |
Запас топлива, л | 400 |
Мореходность, баллы | 5—6 |
Разработка проекта и строительство нового катера проводились силами экспериментальной группы ЛЭЗСС и заняли около 2,5 лет. С самого начала было ясно, что два-три конструктора этой группы не в состоянии подготовить полный объем рабочей документации за короткие сроки. Кроме того, ни у кого не было уверенности в правильности выбора исходных технических решений. В силу этих обстоятельств техническую разработку проекта катера и его постройку пришлось вести параллельно, проверяя правильность многих решений непосредственно на строящемся судне. При такой постановке дела от рабочих экспериментальной группы требовались высокая квалификация и техническая грамотность.
Для составления технического задания необходимо было уточнить назначение нового судна. Катеру, обслуживающему парусные соревнования, приходится выполнять довольно разнообразные функции: это судейское судно; катер для тренеров, наблюдающих за ходом парусных гонок; спасательное судно; рабочее судно для обслуживания дистанции; судно для фото- и телекорреспондентов, зрителей и т. д. Из всех перечисленных функций основными являются первые три, они и были положены в основу.
Исходя из этого в техническом задании были оговорены следующие требования: мореходность — 5—6 баллов; скорость — не менее 40 км/ч; пассажировместимость — 8—10 чел.; запас топлива для работы в море в течение 5—6 часов; хорошая обзорность; высокая комфортабельность. При этом, естественно, необходимо было удовлетворить и такие общие требования к судну, как хорошая управляемость, достаточная остойчивость, непотопляемость, пожаробезопасность, удобство эксплуатации, современный внешний вид.
В качестве силовой установки на новом катере планировалось установить два дизеля мощностью по 106 л. с. каждый с откидными поворотными колонками «AQD 32/280» фирмы «Вольво-Пента».
Главные размерения катера и обводы корпуса выбирались из условия обеспечения требований мореходности и скорости при заданной мощности 2Х106 л. с. Поскольку при этом удельная нагрузка не должна превышать 20—22 кг/л. с., водоизмещение судна должно было находиться в пределах 4,7 т. После проверки ряда вариантов, обработки статистических данных и испытаний модели катера в опытовом бассейне были окончательно установлены главные размерения катера и выбраны обводы корпуса.
Килеватость днища от миделя к транцу меняется незначительно — от 22 до 14°, а от миделя в нос — резко увеличивается и на шп. 1 составляет 57°. По скуле имеется горизонтальная площадка, ширина которой в корме увеличивается. В носу эта площадка играет роль брызгоотбойника, а в кормовой части, благодаря значительному расширению и отгибу скулы, уменьшает ходовой дифферент и облегчает выход на режим глиссирования. По днищу от шп. 6 в нос поставлен продольный редан. Бортовые ветви шпангоутов выполнены вогнутыми. Значительный развал бортов в носовой части катера исключает заливание палубы при ходе против крутой волны.
Для расчета начальной остойчивости и дифферентовки катера кривые элементов теоретического чертежа были подсчитаны (с использованием ЭВМ) по 12 ватерлиниям. Положение центра тяжести и водоизмещение катера при различных случаях нагрузки уточнялись после выбора окончательного варианта общего расположения.
Из условия обеспечения максимального обзора в качестве рабочего места для судей и тренеров предназначен верхний ходовой мостик. Здесь по левому борту устроен диван, на котором свободно могут разместиться три-четыре человека. (Подволок салона внутри катера поднят на высоту этого дивана, что обеспечивает свободный проход в полный рост.) По правому борту на ходовом мостике установлено вращающееся кресло водителя и оборудован пульт управления. Подъем на ходовой мостик осуществляется из кокпита по наклонному трапу.
Просторный кокпит (размеры его 2,5X2,0 м) выполнен достаточно глубоким и обнесен фальшбортом-релингом, так что находиться в нем, даже при сильной качке, безопасно. В кормовой части палубы кокпита имеются водоотливные шпигаты. Для доступа в машинное отделение в палубе устроен герметичный люк, крышки которого откидываются к бортам. Через отдельный люк можно попасть в отсек для хранения кранцев, швартовных, буксирных и якорных концов.
По бортовым потопчинам шириной 250 мм можно пройти из кокпита на носовую палубу. Здесь имеются якорный люк и застекленный фор-люк, через который можно попасть в спальный салон. Релинг позволяет безопасно перемещаться по палубе бака.
Внутренние помещения катера предназначены в основном для отдыха. В носовой части катера двумя полупереборками выгорожен спальный салон, по бортам которого установлены два мягких дивана. При необходимости проем между диванами закладывается мягкими подушками, получается общее спальное место на трех человек. В основаниях диванов устроены рундуки для хранения спальных принадлежностей.
В корму от спального салона по левому борту установлена газовая плита, которая закрывается раскладной крышкой, образующей столик. Под пайолами хранятся два газовых баллона. Над столиком оборудованы шкафчики для хранения посуды. По правому борту оборудован шкаф для одежды, верхнюю крышку которого можно использовать для установки телевизора или радиоприемника.
В салоне между переборкой гальюна и шкафом для одежды установлен обеденный стол, вокруг которого устроены диваны с мягкими подушками и спинками. За столом свободно могут разместиться 10 человек. В основании дивана, вдоль переборки гальюна, установлен бак пресной воды емкостью 100 л; его заправочная горловина выведена на потопчину правого борта. Гальюн оборудован судовым унитазом с прокачкой забортной водой и раковиной с краном пресной воды. Вода в кран поступает из расходного бачка емкостью 10 л, который заполняется электронасосом из бака пресной воды. В гальюне имеются шкафчики для хранения хозяйственных принадлежностей. Освещение гальюна днем — естественное (через иллюминатор в переборке рубки).
По левому борту напротив гальюна оборудован штурманский уголок. Крышка штурманского стола — раскладывающаяся (до размера 800X700 мм). В столе имеются четыре ящика для хранения инструмента и принадлежностей. Справа от стола на бортовой зашивке закреплен главный распределительный щит. Источником электроэнергии служат четыре аккумуляторные батареи 6СТ-90, соединенные параллельно. Аккумуляторы установлены под пайолами перед входом в гальюн.
Электропроводка выполнена скрытой. Из осветительных приборов на катере имеются: два плафона в спальном салоне, четыре плафона (по два на борт) в среднем салоне, плафон в гальюне и подсветка у газовой плиты и над штурманским столиком. Установлены также две розетки — одна над шкафом для одежды, другая в машинном отделении.
Стойка топового огня выполнена регулируемой по высоте для облегчения прохода под низкими мостами. Все осветительные приборы имеют свой выключатель. Кроме того, они объединены по группам и имеют групповой выключатель и предохранитель на распределительном щите.
Топливная система катера включает два бака емкостью по 200 л, трубопроводы и фильтр-отстойник, установленный в машинном отделении. Топливные баки расположены по бортам сразу за переборкой машинного отделения. Место установки баков вентилируется. Заправочная горловина выведена от каждого бака на потопчину палубы с правого и левого борта. На каждый бак установлен датчик уровня топлива автомобильного типа. Питательный трубопровод от каждого бака идет на общий фильтр отстойника. Подачу топлива от каждого бака можно перекрывать при помощи краников, установленных на питательном трубопроводе.
Разрабатывая вариант общего расположения с верхним ходовым мостиком, на котором постоянно будут находиться четыре человека, мы уделяли особое внимание вопросу обеспечения начальной остойчивости. По требованиям Регистра СССР на таких судах, как «Олимп», начальная метацентрическая высота должна быть не менее 0,5 м. Расчеты остойчивости и посадки выполнялись для пяти различных случаев нагрузки. При наихудшем с точки зрении остойчивости случае — 4 человека стоят на ходовом мостике и 6 — в кокпите (водоизмещение 4,65 т), начальная метацентрическая высота равна 0,53 м.
Катер деревянный. Продольный набор составляют: мощный ясеневый киль средним сечением 60X200 мм, скуловой стрингер 60X60 мм, привальный брус 100X40 мм, днищевые и бортовые стрингера сечением 30X60 мм. Все продольные связи выклеивались из реек. Шпангоуты установлены в местах расположения переборок и полупереборок.
Обшивка корпуса на плоскость не разворачивается, поэтому борта и днище зашивались поясьями фанеры шириной 150—200 мм в два слоя. Поясья первого слоя расположены под углом 45° к поперечному набору. Поясья второго слоя развернуты под углом 90° относительно поясьев первого. Слои обшивки соединены между собой на клею ВИАМ-БЗ с гвоздевой запрессовкой. Обшивка днища имеет толщину 12 мм, борта — 8 мм, конструкций рубки — 6 мм, палуба — 10 мм.
Корпус снаружи оклеен двумя слоями стеклоткани Т-11-ГВС-9 на смоле ЭД-20; рубка и палуба оклеены одним слоем. После оклейки все наружные поверхности катера шпаклевались, ошкуривались и окрашивались пентафталевой эмалью. Внутренние переборки и выгородки фанерованы красным деревом и покрыты водостойким лаком. Подволок оклеен пенопленом светлых тонов. Подушки диванов изготовлены из латексной резины и обтянуты гобеленовой тканью. Пайолы оклеены специальным ковровым покрытием.
На заключительной стадии постройки «Олимпа» было принято решение заменить двигатели более мощными — по 130 л. с. марки «AQD 40/280». Эта замена не повлекла за собой значительных переделок, так как 130-сильная модель выполнена на базе 106-сильной с применением турбонаддува. В результате вес катера увеличился всего на 140 кг, а мощность механической установки возросла на 25%. С таким запасом мощности следовало ожидать увеличения скорости на 6— 8 км/ч по сравнению с расчетной.
Первые ходовые испытания «Олимпа» проводились на Неве и в Финском заливе, а основные (после исправления ряда недостатков) — на Волге, Азовском и Черном морях во время самостоятельного перехода из Волгограда в Сочи.
Результаты испытаний показали, что новый катер соответствует всем требованиям, оговоренным в техническом задании. Скорость катера с двумя человеками на борту составила 55 км/ч, а с максимальной нагрузкой (8 человек, полные запасы топлива и пресной воды) — 48 км/ч. Катер легко и любыми курсами идет по волне до 1,5 м, не снижая скорости. При большей высоте волны на определенных курсах приходится скорость снижать. При ходе на волнении катер не забрызгивается и не зарывается в волну. Управляемость катера на переднем и заднем ходу хорошая. Время разгона катера до полной скорости составляет 10—15 с в зависимости от нагрузки.
По отзывам судей и тренеров, работающих в Сочинском парусном центре подготовки сборной страны, катер удобен в эксплуатации и соответствует требованиям, предъявляемым к мореходным судам для обслуживания парусных соревнований.