«Акваджип» — не из таких судов. Прозванный «Желтой жемчужиной», он не только выделяется оригинальным «блестящим внешним видом», но и действительно является исключительно практичным и надежным многоцелевым судном, которое серийно выпускается Британской компанией «Чартермарк Лимитед».
Главные размерения «Акваджипа»
Длина габаритная (с мотором), м | 4,71 |
Длина наибольшая (корпуса), м | 4,27 |
Ширина, м | 1,93 |
Осадка, м | 0,25 |
Броское название немало способствует успеху новинки: это, действительно, водный джип. Но, конечно, главное достоинство катера-катамарана заключается в удачных обводах, запатентованных в Великобритании и США (соответственно за номерами 115595/68 и 3625173).
Примененные обводы корпуса — плод многолетнего изучения накопленного опыта и использования тщательно продуманных и проверенных решений. Как и при рассмотрении ряда других популярных ныне типов обводов морских катеров, в корпусе «Акваджипа» мы не увидим кардинально новых решений. Однако благодаря тщательной отработке всех элементов на всех этапах создания судна получилось оригинальное, надежное и красивое судно, имеющее при столь малых размерах — 4,27 м необычно высокие качества.
На мореходные и скоростные качества катамаранных обводов уже давно обращали внимание конструкторы прогулочных судов Австралии и Новой Зеландии (см., например, сборники №81 и №85), поэтому появление катамарана-«Акваджипа» у неспокойных берегов Англии вполне закономерно.
Это катамаран с узким тоннелем и постоянной шириной по всей длине лодки. Его корпуса имеют характерную для моторных катамаранов асимметричную в поперечном сечении форму. Их внутренние стенки — плоские (кстати, сказать, как и борта). Кроме двух пар мощных продольных реданов, простирающихся по всей длине лодки, в носовой части каждого корпуса отформованы по два широких брызгоотбойника. В сочетании с килеватостью (только в носовой части!) свода тоннеля это обеспечивает хорошую всхожесть на волну и смягчает удары при прохождении волн.
Форма корпуса обеспечивает быстрый выход на глиссирование, высокую скорость на этом режиме, мягкий ход без забрызгивания при движении на волнении. В перечне достоинств «Акваджипа» отмечаются также хорошая продольная устойчивость на полном ходу, высокая статическая остойчивость, устойчивость на курсе при всех скоростях, и в то же время — высокая маневренность.
Подмоторная ниша отгорожена от кокпита внутренним транцем, верхняя кромка которого проходит на одной высоте с продольными комингсами кокпита. Носовая палуба образует удобную платформу для водолазов и купальщиков.
Кокпит «Акваджипа» благодаря прямоугольной в плане форме просторнее, чем у любой мотолодки таких же размерений: его площадь 3,15 м2. Своеобразно размещены сиденья в кокпите. На большинстве подобных судов место водителя располагается в районе миделя, поскольку в носу особенно чувствительны удары от волн. На «Желтой жемчужине» место водителя наоборот — максимально смещено в нос и за его спиной остается просторный «рабочий» кокпит. Благодаря удачной форме свода тоннеля в месте перехода плоской его части в килеватую носовую, слемминг — удары волн — практически не ощущается.
Фирма рекламирует «Акваджип» как 8-местное судно, но практически оно берет на борт шестерых. Под сиденьями рундуков имеются вместительные багажники для снаряжения, водных лыж; имеется отдельный аккумуляторный шкаф. В корме предусмотрено штатное место для двух вкладных топливных баков емкостью по 23 л каждый.
По желанию владельца катер может быть оборудован двухсекционным ветровым стеклом, тентом, чехлом, забортным трапом, ходовыми огнями, аккумуляторами, приборами контроля двигателя, эхолотом и т. п. В обязательный комплект оборудования входят: дистанционное управление мотором (типа «Телефлекс-Морзе»); релинги из трубы, покрытой черным нейлоном; буксирный клюз и утки из полированной нержавеющей стали; резиновый привальный брус; весло-гребок; сиденья; топливный бак.
Корпус выклеен из стеклопластика. Во флоры, транцы, настил палубы и кницы для жесткости заформована водостойкая морская фанера. Конструкция корпуса обеспечивает повышенную прочность — гарантия на корпус пять лет. Кокпит и рундуки выполнены самоосушающимися. Непотопляемость катера обеспечивается пенистым заполнителем, введенным между оболочками, т. е. между секциями собственно корпуса и палубы с рундуками, дном кокпита и подмоторной нишей. Объем отсеков плавучести 1,06 м3.
Масса оборудованного корпуса довольно значительна — 310 кг.
«Акваджип» обычно комплектуется подвесными моторами фирмы «Меркюри» мощностью от 7,5 до 80 л. с. При мощностях менее 30 л.с. судно попользуется в водоизмещающем режиме как рабочее или рыболовное. При мощности 30 л. с. и выше катер начинает глиссировать, обеспечивая следующие скорости (по данным фирмы): с мотором 30 л. с. — 32 + 1,5 км/ч; при 40 л. с. — 40 + 1,5 км/ч; при 55 л. с. — 48 + 1,5 км/ч; при 75 л. с. — 56 + 1,5 км/ч.
На испытаниях на «Акваджип» был установлен 80-сильный «Меркюри» с электростартером и управлением дифферентом. Надо признать, что 80 л. с. — слишком много для лодки длиной 4,27 м, из которых только 3,4 м «находятся - в воде», но «Акваджип» уверенно справлялся и с этой мощностью.
На большой скорости он разворачивается очень круто, причем один из корпусов сильно «проскальзывает». Чтобы удерживать оба корпуса в воде, есть два способа. При первом — надо сбросить обороты и добавить полный газ сразу, как только судно ляжет на новый курс; при втором — перед тем как сделать перекладку в нужном направлении, дать немного руля в противоположную сторону (второй способ дает наименьший диаметр циркуляции и рекомендуется любителям острых ощущений).
«Акваджип» действительно является хорошим многоцелевым катером, используемым в спортивно-прогулочных пли хозяйственных целях. Показательно, что Королевское спасательное общество использует катер в качестве спасательного бота, полиция — как патрульное судно. Удобен «Акваджип» и для работы аквалангистов. С двигателем, по мощности близким к верхнему допустимому пределу (80 л. с.), «Акваджип» буксирует двух лыжников.