Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Катера
  • 1981 год
  • Каютный катер с водометным движетелем «Циклон-II»
Краткое оглавление
Основные данные катера «Циклон-II» Основные данные одноступенчатого движителя


Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Комфортабельный водометный каютный катер «RZ-8»
Стеклопластиковый катер с водометным движителем
Катер «Рубин-II» с водометным движителем
Прогулочно-туристский катер «Кама» с водометным движителем
Разборный каютный мини-катер плавдача
Мореходный каютный катер «Экспресс-крейсер»
Каютный катер тримаран «Арс»
Пластмассовый каютный катер-тримаран «С-54»
Катер «Восток» с водометным движителем
Пластиковый каютный катер «Cortina 555»
Стеклопластиковый каютный катер «Регата»
Каютный катер для суровых условий Заполярья
Каютный катер «Фантом-II» фирмы «Курс»
Каютный катер «Вектор Si» и скоростная мотолодка «Мираж»


Каютный катер с водометным движетелем «Циклон-II»

Год: 1981. Номер журнала «Катера и Яхты»: 92
          0


Редакционная почта показывает, что интерес читателей к водометным установкам не ослабевает. И на сегодня водомет остается наилучшим вариантом движителя, если речь идет об эксплуатации глиссирующих катеров на малых, мелеющих или сильно засоренных реках, на мелководных озерах или прибрежных участках морей.

В публикуемой статье Ю. И. Зыкова читатель не найдет каких-либо принципиально новых решений или секретов стопроцентного успеха. Особенность этого удачного проекта в другом.

Автор сумел критически обобщить и свой собственный уже довольно богатый опыт, и все доступные любителю сведения о постройке и эксплуатации водометов с двигателями аналогичной мощности , на других быстроходных катерах. Все это в сочетании с глубокими навыками механических, столярных и слесарных работ, с привычкой к аккуратности и точности помогло получить хорошие результаты.

Следует иметь в виду, что теория водометных движителей далеко не всегда дает гарантированные результаты на практике. Удачный водомет — это, как правило, плод неоднократной опытной проверки, долгих лет отбора и доводки.

Ю. И. Зыков отдал предпочтение относительно длинному и плавному водоводу стальной сварной конструкции. На первый взгляд, это может показаться неоправданным, ведь должны возрасти потери на трение; однако автор учел, что в таком водоводе лучше формируется поток — перед ротором он имеет более равномерное поле скоростей, уменьшается опасность возникновения кавитации. Плавный, с низким подъемом потока водовод имеет не совсем обычную вытянутую форму входных сечений; в связи с этим на защитной решетке, кроме продольных ребер, автору пришлось поставить еще и поперечные, увеличивающие и без того значительное вредное сопротивление решетки. В принципе, выбор угла установки поперечных ребер — очень тонкая и сложная задача, так как он заметно сказывается на правильном формировании потока. Судя по результатам, Ю. И. Зыкову удалось определить эти углы удачно.

То обстоятельство, что вариант с традиционным поджатием струи оказался более эффективным, чем вариант с лопаточным поджатием, очевидно, можно объяснить тем, что еще не найдены оптимальные характеристики лопаток, а также совпадением количества лопастей ротора и спрямляющего аппарата. Из слабых сторон проекта можно назвать конструкцию реверсивно-рулевого устройства. Фактически реверса как такового нет: катер не имеет заднего хода. Не очень эффективно и рулевое устройство, особенно при резкой перекладке рулей; при выбранной конструкции рулей ощутимы потери тяги. Конструктор понимает недоработанность этого узла и в будущем предполагает его принципиально переработать.


В целом же водометный движитель, компоновка его и двигателя на катере, проект самого «Циклона-II» заслуживает высокой оценки.

Основные данные катера «Циклон-II»


Информация об изображенииВнешний вид катера «Циклон-II»
Внешний вид катера «Циклон-II»
 
Длина наибольшая, м5,96
Ширина наибольшая, м2,3
Высота борта, м0,9
Габаритная высота катера, м1,85
Грузоподъемность макс., кг750
Масса порожнем, кг750
Пассажировместимость, чел.до 5
Емкость топливных баков, л2Х110
Автономность плавания, км400
Мощность двигателя «ГАЗ-21», кВт (л. с.)56 (75)
Скорость (км/ч) при водоизмещении, кг: 800—52; 1000—45; 1400—38

Водометный катер «Циклон-II» — это уже вторая моя самостоятельная постройка; публикация о первом катере «Циклон» была напечатана в сборнике №64.

Информация об изображенииОбщее расположение и теоретический чертеж катера
Общее расположение и теоретический чертеж катера
 
Предшествующая модель, обладая легким ходом, хорошими маневренными качествами и приемистостью, из-за малой килеватости корпуса имела жесткий ход на волне. Чтобы избавиться от указанного недостатка и существенно улучшить мореходность нового «Циклона», следовало бы применить обводы типа глубокое V, однако для этого не хватало мощности имевшегося у меня двигателя; 75 л. с. — это, пожалуй, вообще нижний допустимый предел мощности для быстроходного катера водоизмещением 1400 кг. Идти же на ухудшение скоростных качеств не хотелось.

Только использование комбинированных обводов позволило при той же мощности сохранить высокую скорость и достаточную грузоподъемность и одновременно получить комфортабельный ход на волнении. Во многом обводы корпуса «Циклона-II» повторяют проект Ю. А. Зимина «Радуга-51» (см. сборник №67), но имеются и изменения. Корпус «опирается» на гидролыжу переменной килеватости, в корме переходящую в почти плоский участок днища шириной на транце 900 мм. Скула гидролыжи по всей длине имеет отгиб вниз. Наклонным боковым участкам днища придан угол килеватости 24°. Улучшающие выход на глиссирование небольшие спонсоны обрываются на середине корпуса, переходя в широкие с отгибом скулы.


Надстройки, определяющие архитектурный облик «Циклона-II», композиционно привязывались к готовому корпусу, можно сказать, экспромтом. Мною, главным образом, руководило стремление обеспечить максимум удобств для размещения на ночлег четырех человек. Этим соображением и было обусловлено появление развитых надстроек. Получилась довольно просторная каюта, имеющая размеры в плане 2,1X1,7 м и высоту в свету 1,4 м. Фальшборт, переходящий в боковые стенки рубки и грани ветрового стекла, образует глубокий кокпит общей площадью 3,0 м2. Имеется откидывающийся тент, спасающий пассажиров в кокпите от дождя и ветра.

Информация об изображенииКонструкция катера «Циклон-II»
Конструкция катера «Циклон-II»
 
Для удобства выхода из каюты на палубу или при швартовке носом — на берег смонтирован носовой люк-фонарь; он выполнен «переламывающимся» (с резиновым уплотнением на сломе), что позволяет держать каюту открытой на стоянке и на ходу. Дверь в каюту сделана сдвигающейся влево — за пульт управления; благодаря этому не загромождается кокпит. Для удобства схода в каюту часть крыши рубки у двери также сделана сдвигающейся (в нос). По правому борту получилась небольшая выгородка; в нее заходит столик, имеющийся в каюте.

В бортовой зашивке в каюте и в кокпите сделаны вырезы, позволяющие использовать пространство вдоль бортов в качестве багажников. Для той же цели используется и форпик. Пол в кокпите поднят на 460 мм от основной и на этом же уровне переходит в линию крышек рундуков в каюте. Под пайолами кокпита также достаточно места для размещения походного снаряжения.

Объем форпика и блоки пенопласта (0,5 м3), приклеиваемые по бортам и крыше салона, в сумме обеспечивают непотопляемость катера.


Днищевая часть корпуса обшита бакелизированной фанерой, предварительно оклеенной стеклотканью с обеих сторон. Подмоторная рама, собранная в шип, при сборке корпуса на стапеле вклеена в набор и заподлицо с наружными кромками набора обшита бакфанерой толщиной 5 мм. В последующем лист обшивки гидролыжи также перекрыл этот участок; таким образом, общая толщина обшивки в районе подмоторной ниши составляет 10 мм. Ниша изнутри оклеена двумя слоями стеклоткани. Такая конструкция удобна для монтажа и обслуживания механического комплекса.

Два бензобака с целью удобства заправки в дальних походах свободно устанавливаются на кормовой выгородке. При помощи носилок, которые быстро собираются из двух половинок разъемного шеста и двух специальных тросиков, топливо можно доставлять прямо в баках. Эксплуатация подтвердила практичность такого решения.

Информация об изображенииКатер «Циклон-II» готов к спуску
Катер «Циклон-II» готов к спуску
 
Для обеспечения нормального теплового режима работы двигателя применена двухконтурная система охлаждения. Вода за счет избыточного давления в сопловой камере через сетчатый фильтр по шлангу внутренним диаметром 16 мм поступает в водо-масляный холодильник. Затем, охладив масло, вода следует в водо-водяной теплообменник на охлаждение воды внутреннего контура и попадает в охлаждающие полости патрубков выхлопного коллектора (снизу вверх). Далее через регулировочные краны часть воды подается в выхлопную тРубу, а часть сразу же сбрасывается за борт. Во внутреннем контуре сохранен штатный термостат, корпус которого соединен с расширительным бачком емкостью 2 л. Система надежно работает на всех режимах. В дальнем походе двигатель бесперебойно работал по 10—12 часов 12 суток подряд.

Двигатель установлен на самодельные амортизаторы, хорошо гасящие его вибрации. Съемные крышка и боковые стенки капота («моторного отсека») звукоизолированы пенопластом, закрытым листами негорючего пластика. Легкоразборная конструкция капота оказалась очень удобной при эксплуатации катера.


Информация об изображенииКатер «Циклон-II» на ходу
Катер «Циклон-II» на ходу
 
Система вентиляции обеспечивает интенсивную продувку «моторного отсека». Свежий воздух от боковых воздухозаборников подается в отсек ниже уровня выхлопного коллектора. Бортовые вытяжные дефлекторы расположены выше ватерлинии. Воздухозаборник карбюратора имеет пламегасительную сетку.

На «Циклоне-II» применено штатное автомобильное электрооборудование. Размыкатель массы выведен в салон, что позволяет оперативно управлять электросетью в ночное время. Ручной прожектор питается через разъем на щитке приборов.

Для пуска двигателя применен блок электронного зажигания «Искра». Звуковой сигнализатор «Сигнал» на приборном щитке оповещает о неполадках в работе двигателя.

Основные данные одноступенчатого движителя


Информация об изображенииВодометный движитель
Водометный движитель
 
Диаметр ротора, мм222
Шаг ротора, мм240
Диаметр выходного сечения сопла, мм155
Материалнержавеющая сталь
Масса установки с карданным валом, кг34

Водометная установка, смонтированная на катере, в принципе аналогична установке на «Циклоне», описанной в сборнике №64.

Иначе был изготовлен корпус сопла. Как и водовод, он выполнен выколоткой из обрезков нержавеющей стали толщиной 3 мм. Кондуктор, повторяющий размеры и конфигурацию внутренней полости сопла, выточен из дюралевой отливки. По нему выкраивались шесть заготовок-лепестков с припуском по периметру на подгонку. В процессе выколотки лепестки плотно подгонялись по фасонной поверхности болвана. Подгонялись стыки. Внутренняя поверхность лепестков шлифовалась. После укладки подогнанных лепестков на болван надевался и стягивался фланец и постепенно, попеременно со всех сторон, производилась сварка швов.


Информация об изображенииКатер с установленным водометом
Катер с установленным водометом
 
Спрямляющий аппарат со ступицей был изготовлен отдельно и в готовом виде запрессован в корпус сопла и приварен. Затем в токарном станке с одной установки растачивалась в размер ступица аппарата, торцевался фланец и протачивалась посадочная выточка.

Из опыта эксплуатации было известно, что решетка водозаборника — предмет постоянных хлопот. Редко расположенные полосы решетки пропускают камни и крепкие сучки, которые деформируют кромки лопастей ротора и спрямляющего аппарата, а иногда и выводят их из строя. Отработанный мной для «Циклона-II» вариант решетки хорошо предохраняет от попадания мусора, обеспечивает безаварийность работы. В то же время часто застревающие между полосами решетки мелкие камни и щепа, не говоря уже о водорослях, возмущают поток и сбивают ход. Чистка через смотровой лючок невозможна, так как уровень воды всегда оказывается выше (собственно, это ставит под сомнение необходимость устройства лючка).

Информация об изображенииВкладные бензобаки на катере
Вкладные бензобаки на катере
 
Решетка съемная, но снимать ее можно только на глубине. Поэтому предлагаемый в чертежах вариант требует монтажа водомета изнутри корпуса. При необходимости решетка вынимается по направляющим в корму. Обобщая свой горький опыт, могу сказать, что лучше я буду нырять в воду и чистить решетку, чем менять испорченные мусором дорогостоящие рабочие колеса и спрямляющие аппараты!

Для удобства оперативной смены сопел, ремонта и обслуживания, шкив привода рулей смонтирован на откидном кронштейне. Рули сконструированы полубалансирными; сделано это для того, чтобы в дальнейшем можно было установить новое реверсивное устройство по типу применяемого фирмой «Гамильтон».

Информация об изображенииУзел водомета в сборе
Узел водомета в сборе
 
Смазка дейдвудного подшипника осуществляется нигролом, который самотеком по шлангу поступает из прозрачного (полиэтилен) расходного бачка емкостью 0,3 л, установленного в верхней части моторного отделения. При открывании капота бачок сразу попадает в поле зрения; контролировать уровень масла очень легко. Через осевое сверление в гребном валу смазка поступает к опорному подшипнику вала в спрямляющем аппарате.

Лопатки спрямляющего аппарата вырезаны из нержавеющей стали толщиной 3 мм с выполнением простой фаски на кромках на ширине 12 мм.



Корпус катера был заложен 1.VI 1978 г, под открытым небом. Собирался он на стапеле в положении килем вверх. В октябре корпус без надстроек уже испытывался на местном водоеме. Результаты обнадеживали: катер уверенно выходил на глиссирование, имея на борту 11 человек. Вплоть до июля следующего года он достраивался и, наконец, был спущен на воду.

Катер испытывался с двумя вариантами сопел: с традиционным коническим поджатием струи и с лопаточным поджатием. Шаг ротора при диаметре 220 мм для обоих сопел был одинаковым — 240 мм. Различались роторы только дисковым отношением. Для первого варианта ротор сделан четырехлопастным с сегментным сечением лопастей и дисковым отношением 0,75; для второго — пятилопастным с дисковым отношением 1:1,1.

На сопле с лопаточным поджатием струи установлен один полубалансирный руль. Маневренные качества при этом варианте лучше, усилие на штурвале незначительно, но при крутых поворотах катер резко теряет ход, так как струя упирается в плоскость пера руля.

Скорость с первым вариантом оказалась значительно выше на всех нагрузках, поэтому штатным было выбрано именно коническое сопло, а второму варианту определена роль запасного (аварийного). Для облегчения управления со «штатным» коническим соплом я установил полубалансирные рули с регулировкой схождения входных кромок рулей.

В навигацию 1980 г. катер прошел около 5000 км, из них 3500 — в испытательном пробеге по рекам Сибири по маршруту Кемерово—Тюмень. Шли вчетвером с постоянной перегрузкой около 750 кг. Средняя скорость 12-дневного перехода равнялась 38—40 км/ч.

Все системы работают надежно. В дальнейшем предстоит еще доработать конструкцию гидрореверса, установить электронную отмашку, принудительную систему вентиляции салона.

На многочисленные вопросы, которые задают коллеги — судостроители-любители, собирающиеся построить водометный «Циклон-II», я бы ответил так.

Основа успеха — точное соблюдение всех основных параметров движителя, соблюдение элементарной точности и аккуратности сборки. На мой взгляд, при проектировании и постройке водометного катера особенно важен правильный выбор оптимальных размерений и обводов корпуса под заданную мощность. Имея умеренную мощность, не следует расходовать драгоценные лошадиные силы на подъем и протягивание потока в крутых, высоко поднятых водозаборниках. Плавный и низкий водовод, обеспечивающий меньшее сопротивление, сложнее для монтажа, поскольку требует мак-максимально низкого расположения двигателя; тем не менее советую отдавать предпочтение именно этому варианту.


Понравилась ли вам эта статья?
+8

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Мини-яхта из стеклопластика «БЕЗ-2»
Быстроходная мотолодка для северных широт «Норд-вест-53»
Пластмассовый каютный катер-тримаран «С-54»
Трехместная гребная лодка «Язь»
Катера с надувными бортами и жестким днищем
Три проекта мини-мотолодок
Крейсерский швертбот «Морской еж» для рек и озер
Два новых лоцманских судна: бот и катер
Морской вездеход «Акваджип»
Самоходное трехколесное шасси для транспортировки лодки
Обзор парусных судов на базе старых шлюпок заводского выпуска
Яхта класса «четвертьтонник» «Финвинд» Эйвинда Стилла
Многоцелевая металлическая лодка «Таймень» по типу «джонбота»
Океанский катер катамаран «Куду-2»
Обзор самодельных прогулочно-туристских швертботов

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Каютный катер с водометным движетелем «Циклон-II»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Надувная лодка с жестким днищем «Орион-25»
Крейсерско-гоночная яхта класса однотонник «Корвет»
Тузик-каноэ трехслойной конструкции
Мотолодка без недостатков типа «Морской дротик»
Самодельная мини-яхта на основе «Пеллы»
Катамаран «Круиз» под парусом и мотором
Ледовое крыло «Айс-винг» для буера
Парусная лыжа для катания с парусом от виндсерфинга
Надувной парусный катамаран КМ-1 «Альбатрос»
Зарубежные яхты класса «Микро»
Гоночный катамаран мотолодка класса «SB-350»
Катер-амфибия на воздушной подушке своими руками
Трейлер для лодки с колесами и рессорами от «Прогресса»
Трейлер и лодка под одной стеклопластиковой крышей
Армоцементная парусно-моторная яхта «Фемида»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 40 + 22 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории