В 1977 г. во французском яхтенном журнале «Bateaux» были опубликованы свободные правила, которые объединили самые маленькие крейсерско-гоночные яхты. (Ранее строить такие парусники — если они не являются монотипами — не имело смысла, так как подобных правил не существовало.) Этот класс был назван «Микро», среди яхт такого класса с 1978 г. начал разыгрываться «Микро»-кубок.
Максимально допустимые размерении яхт «Микро»-класса
Длина наибольшая, м | 5,5 |
Ширина наибольшая, м | 2,45 |
Осадка с постоянным килем, м | 1,00 |
Осадка со швертом или подъемным килем, м | 1,09 |
Площадь основных парусов, м2 | 18,5 |
Площадь спинакера, м2 | 18,5 |
Правила предусматривают строительство дешевых, комфортабельных, приспособленных к транспортировке на трейлере яхт, у которых заведомо обеспечена непотопляемость. В основу положены определенные размеры корпуса и вооружения, которые должна иметь яхта, требования к обитаемости и остойчивости.
В 1979 г. правила «Микро»-класса были дополнены: яхты разбиты на две группы, которые получили условные названия «серийные» и «прототипы». К первой из них относятся суда промышленного производства, которые отвечают правилам «Микро»-класса и имеют статут монотипа. Суда индивидуальной постройки и яхты, выпускаемые промышленностью (пусть даже большой серией), но не объединенные в монотипный класс, следует относить к «прототипам». Призы разыгрываются отдельно в каждой из названных групп.
Правилами класса предусматривается минимальная масса полностью вооруженного судна без экипажа и запасов, для «прототипа» это составляет 450 кг, для серийной яхты — 500 кг. Кроме того, оговаривается остойчивость судна, которая проверяется по двум параметрам: во-первых, способности судна спрямляться или оставаться в стабильном положении, когда оно накренено на 90°, а к топу мачты подвешен груз массой 10 кг; во-вторых, углу крена корпуса, который не должен превышать 15° для «прототипа» и 10° для серийной яхты при подвешивании груза массой 20 кг на выстреле длиной 2,25 м от ватервейса, установленном в самом широком месте яхты перпендикулярно ДП. Последний параметр берется как среднее арифметическое от крена на правый и левый борта.
«Микро»-яхта должна иметь не менее трех постоянных спальных мест для взрослых (правила «минитонников» требуют наличии только двух спальных мест).
В каюте обязательно должны быть пайолы и места для сиденья, это очень строго контролируется.
Яхта должна быть обеспечена емкостями плавучести, объем и расположение которых дает возможность судну сохранять положительную плавучесть и остойчивость при полном затоплении корпуса водой.
На первый взгляд, правила «Микро»-класса весьма свободны, но при более детальном рассмотрении становится ясно, что требования к обитаемости и остойчивости требуют строительства яхт по максимальным размерам корпуса. Самым сложным оказалось обеспечение должной остойчивости; ее проверку смогли выдержать далеко не все яхты с постоянным килем. Это вызвало увеличение осадки на 90 мм для судов с подъемным килем или швертом, хотя подобное решение несколько увеличивает смоченную поверхность. Яхтенные конструкторы пришли к выводу, что при укладывании внушительного балласта в трюм необходимо делать легкий выдвижной шверт, как это выполнено на яхте «Экспрешн» Даниеля Чарльза, или устанавливать выдвижной бульбкиль, как это сделано на яхте «Микро-18» конструктора Стефана Джоунса.
Основные характеристики яхты «Jouet-18»
Длина наибольшая/по КВЛ, м | 5,5/4,7 |
Ширина наибольшая/по КВЛ, м | 2,3/1,93 |
Осадка, м | 0,79 |
Высота борта в носу/на миделе, м | 0,91/0,74 |
Водоизмещение порожнем/ полное, кг | 580/910 |
Площадь парусов, м2 | 18,73 |
Высота парусности от КВЛ, м | 8,16 |
Масса фальшкиля, кг | 165 |
По основным размерениям классу «Микро» соответствует яхта «Jouet-18». Как видно из основных характеристик и чертежей общего расположения, яхта отвечает всем требованиям класса, кроме обеспечения остойчивости при крене на 90°. Однако следует учитывать, что яхта спроектирована и запущена в серию намного раньше, чем появились «Микро»-правила, и имеет осадку на 20 см меньше допускаемой. Масса фальшкиля представляется также недостаточной при площади основных парусов на 0,23 м2 больше оговоренной правилами.