I. Надувная микролодка-сапоги
Предлагаю любителям рыбалки идею портативной надувной лодки «Водоход», предназначенной прежде всего тем, кто живет вдалеке от водоемов. Небольшой вес и габариты делают подобное плавсредство транспортабельным — в сложенном виде его можно перевозить в любой сумке.
В принципе это обычная одноместная надувнушка, но ее можно сделать поменьше и полегче, так как не нужно рассчитывать на то, чтобы было удобно вытягивать в ней ноги лежа. Главное, что к мягкому днищу приклеены трубы-сапоги, свесив в которые ноги, сидеть будет очень удобно. Идея прорезать два отверстия и приклеить сапоги — не нова, но) сжатие обычных сапог водой быстро вызывает охлаждение ног. По моему же предложению это будет предотвращено установкой обручей — ребер жесткости, препятствующих сжатию голенищ.
Если приклеить к подошвам труб-сапог плавники-ласты, то можно будет, наверное, обойтись и без весел, которые так мешают рыболову.
А может быть, удастся сделать и так, чтобы трубы-сапоги оказались пригодны и для хождения по дну на берегу и на мелководье?
Тогда все будет выглядеть примерно так. Оказавшись на берегу водоема, рыболов надувает кольцевой баллон, затем вставляет ноги в трубы-сапоги и фиксирует их шнурками. Баллон рыболов поднимает и при помощи ремней подвешивает на плечах. По мелководью он передвигается шагом, с увеличением глубины садится на надувную подушку на дне «Водохода», который оказывается на плаву, и продолжает передвижение уже при помощи ласт, двигая ногами вверх-вниз.
Предлагаемая конструкция защищена авторским свидетельством на изобретение № 642232 («Бюллетень» № 2 от 15.01.79). Однако повторяю — на сегодня это только идея!
II. Модульный надувной парусник
Я попытался построить парусник, основой конструкции которого служат надувные «бревна» из пластиката диаметром 250 мм и массой 300 г. Три таких баллона, уложенных «в кильватер», образуют корпус длиной 3,6 м. Они составляют единое целое благодаря каркасу из двух дюралевых труб диаметром 35 мм и длиной 4 м, стянутых между собой в носу и корме, и обтягивающей всю конструкцию оболочке из обыкновенной клеенки.
Сверху закреплена палуба из листа 5-миллиметровой бакелизированной фанеры размерами 1,0Х0,4 м. На палубе установлено обычное для виндсерфера парусное вооружение с площадью паруса 5 м2. Остойчивость судну придают один или два поплавка, расположенных по обе стороны основного корпуса. Поплавок изготовлен из такого же баллона с подложенным под него листом фанеры 1,2X0,25 м; с основным корпусом он соединен при помощи дюралюминиевой трубки. Шверт крепится к тому же основному корпусу при помощи трубки и хомутов.
Масса собранного корпуса без швертов и парусного вооружения 13 кг. Однако эта цифра не является минимально возможной; например, замена бакфанеры на авиационную при тех же размерах позволит сэкономить еще 2—2,5 кг. Трубы каркаса могут быть составными.
В разобранном виде такой парусник удобен для перевозки на верхнем багажнике автомобиля.
Все испытания надувного парусника проходили на Ладожском озере при силе ветра 1—5 баллов. При любом ветре судно развивало хороший ход и управлялось нормально. К сожалению, парусники в этих местах пока встречаются редко и «прикинуться» с ними мне доводилось лишь при ветре 1—2 балла. От виндсерфера надувной парусник легко уходил, по-видимому, благодаря меньшей массе.
Доводка конструкции моего суденышка заняла довольно много времени. Пришлось поэкспериментировать с положением палубы относительно диаметральной плоскости и с конструкцией аутригера.
Симметричное расположение палубы относительно диаметральной плоскости основного корпуса оказалось неудобным: судно с аутригером с подветра легко теряло остойчивость (поплавок отрывался от воды). Этот недостаток удалось устранить перемещением палубы на 10 см в сторону аутригера. Можно было бы увеличить вынос аутригера до 3 м, однако поплавок, вынесенный далеко в сторону, разворачивает судно на волне.
Из всех вариантов модульного судна в качестве наилучших можно отметить тримаран шириной 1 м и двухместный катамаран, изготовленный из двух корпусов с установленными на них двумя палубами и двумя мачтами. В качестве палуб на катамаране использовались квадраты из 10-миллиметровой фанеры размером 1X1 м. На каждой палубе устанавливался свой шверт. При ходе с одним парусом второй шверт вынимался; тем самым сохранялась центровка. Вариант тримарана был легче на ходу и выходил на глиссирование. Этому способствовала деформация оболочки, которая уплощалась под действием напора воды, образуя в поперечном сечении эллипс.
Все перечисленные конструкции испытывались и с подводными крыльями. На тримаране применялось одно крыло, на которое приходилось около 80% веса, а на катамаране устанавливались по три разрезных крыла под каждой палубой.
Аутригер надувного парусника испытывает незначительные нагрузки, поэтому для соединения поплавка и основного корпуса успешно использовалась дюралевая трубка диаметром 18 мм из обыкновенной лыжной палки. Естественно, в варианте тримарана соединение должно быть более прочным.
Поплавок глиссирует на своем фанерном днище почти при всех курсах и скоростях. Первоначальный поплавок «водоизмещающего» типа, обтянутый клеенкой аналогично основному корпусу, образовывал бурун и заметно тормозил ход судна.
Установка крыльев совершенно преображает ход парусника. Он медленно разгоняется, вода вокруг крыла бурлит все сильнее, затем резкий рывок вперед — судно вышло на крыло и понеслось, высоко задрав нос. Первое время этот режим глиссирования в ту же самую минуту заканчивался для меня купанием, так как удержаться на ногах не удавалось. Чтобы научиться контролировать судно при выходе на крыло, потребовалась немалая тренировка.
III. «Карманный» плотик-тримаран
Это легкое и портативное суденышко — одноместный плотик-тримаран для рыболовов-любителей, изготовляется, можно сказать, из подручных материалов и детских надувных «бревен», которые можно купить в магазине. Алюминиевый профиль для рамы, обтягиваемой в некоторых местах тканью, легко подобрать в магазине «Юный техник».
Такой плотик я построил и испытал в двух вариантах — с неразъемной рамой и разъемной. Первый вариант компактнее, он рекомендуется тем, кто живет непосредственно у водоема и имеет возможность хранить свое плавсредство в собранном виде, прислонив его к стенке. Во втором варианте плотик имеет меньшие габариты в сложенном виде (1X0,2X0,1 м). Он больше приспособлен для транспортировки, например, в электричке, — масса чуть больше 4 кг говорит сама за себя!
Такое суденышко хорошо тем, что на нем можно отдохнуть, растянувшись во весь рост.
Могу сказать по многолетнему опыту: в обоих вариантах остойчивость не вызывает никаких опасений. На изготовление плотика потребуется не более недели работы вечерами. Затраты не превысят 25 руб.
Сборка и разборка занимает не более 10 мин. Естественно, в неразборном варианте затраты времени на подготовку к плаванию вдвое меньше: здесь надо лишь развернуть подушки баллона вокруг своей оси.
От редакции
К решению проблемы создания транспортабельных и удобных простейших плавсредств, предназначенных для рыболовов, энтузиасты обращались уже не раз. Некоторые конструкции приводились и на страницах журнала. Так в сборнике №4 рассматривались четыре варианта разборных лодок М. И. Якубовского, рассчитанных на любителей рыбалки в одиночку. В конструкции самой маленькой секционной лодки «М1Г» был использован тот же принцип размещения человека, что и в предложении О. И. Брайтермаиа: ноги в сапогах-раструбах опущены в воду. Разница лишь в том, что при разборке три секции жесткой лодки укладываются одна в другую, образуя пакет 0,3X0,6X0,65 м массой 6 кг. Для сравнения можно сказать, что ожидаемые габариты сложенной безвесельной лодки, изготовленной по идее О. И. Брайтермана, не намного меньше при той же массе.
Теперь о способе передвижения по воде. Если «М1Г», как утверждают рыбаки, достаточно легко идет при гребле веслами-лопаточками или байдарочным веслом, когда сапоги-раструбы втянуты внутрь, то предлагаемый метод движения при помощи плавников-ласт вызывает сомнения, как, впрочем, и предлагаемый способ схода в воду в этих трубах с ластами. Во всяком случае, предложение О. И. Брайтермана может разбудить фантазию и подтолкнуть кого-нибудь из наших читателей на более практичное решение.
Плотики-тримараиы, предложенные горьковчанином Ю. В. Знаменским, хороши уже тем, что не требуют ни поиска каких-либо дефицитных материалов, ни больших ухищрений при изготовлении. Приобретя детские «бревна», неприхотливые рыбаки, предпочитающие небольшие озера и речушки, на которых не бывает крупной волны, могут спокойно использовать подобные плавсредства. При ловле рыбы там, где может быть волна, наверное, лучше воспользоваться вторым вариантом: его конструкция позволяет повысить остойчивость, опустив ноги в воду.
Очень интересную работу провел В. М. Яковлев над судном, которое он назвал «модульным надувным парусником». Модулем в данном случае является надувное детское «бревно», полный объем которого составляет около 60 кг. Выполнив основной корпус из трех баллонов, автор обеспечил достаточный запас плавучести.
Оригинален подход к выбору оптимальной формы многокорпусного судна, которая обеспечивала бы наилучшие ходовые качества. За остойчивость, в данном случае, беспокоиться не приходится, поскольку любая из модификаций вполне надежно обеспечивает необходимую безопасность при плавании под парусом. В связи с этим не покажется странным то, что сам строитель выражает симпатии вариантам тримарана и катамарана, которые, имея симметричные относительно ДП корпуса, обладают лучшей устойчивостью на курсе, легче в управлении и развивают больший ход. Вариант катамарана хорош еще тем, что он может быть приспособлен для плавания вдвоем.
Оригинальна попытка установить на простейшем паруснике крылья; жаль, что пока автор не сообщил подробностей их устройства.
Представляется вполне естественным применение на модульных парусниках парусного вооружения виндсерфера. Такой парус хорош тем, что! можно обойтись без множества деталей, необходимых при любых других типах вооружения, которые будут и более тяжелыми и более трудоемкими при изготовлении.
Любой из вариантов модульного парусника получается легким и транспортабельным; если его расположить на верхнем багажнике легкового автомобиля, то останется еще много места для размещения других вещей.