Судя по редакционной почте, в последнее время в связи с увеличением расходов на эксплуатацию моторных судов многие любители хотели бы иметь легкие мини-мотолодки, способные глиссировать не только под мощными «Вихрями» и «Нептунами», но и под «Ветерками». В письмах наших читателей наиболее часто встречается просьба еще раз поместить на страницах журнала проект «Радуги-34».
Выполняя это пожелание, мы решили снова опубликовать чертежи «Радуги-34», сделав, однако, более современным ее облик; одновременно публикуем чертежи открытой, более легкой и упрощенной модификации этой лодки, предназначенной для рыболовов и любителей коротких прогулок. Малый вес (около 40 кг) и упрощенная планировка кокпита позволяют перевозить такую «Радугу» на багажнике легкового автомобиля.
Сиденье в кокпите не закреплено, оно может передвигаться по направляющим вдоль бортовых рундуков. Это позволяет выбирать оптимальную центровку короткой лодки, которая очень чувствительна к дифференту.
Центральный проход обеспечивает относительную свободу в кокпите, необходимую во время рыбалки; бортовые рундуки не только служат емким хранилищем рыболовного снаряжения, но и придают корпусу дополнительную продольную жесткость.
Обводы остались неизменными — обычная килеватая форма мореходного корпуса в сочетании с плоским участком — лыжей с продольными реданами, брызгоотбойниками в носовой части и развалом бортов по всей длине. Такое сочетание при весьма малых потерях подъемной силы (по сравнению с плоскодонной лодкой) позволяет иметь на волне плавный ход без динамических перегрузок. Развал бортов, широкий брызгоотбойник обеспечивают на циркуляции повышенную безопасность.
В данной публикации мы хотели бы более подробно рассказать о технологии постройки.
Основные данные мотолодки «Радуга-34»
Длина, мм | 3400 |
Ширина, мм | 1700 |
Высота борта, мм | 700 |
Масса корпуса, кг | 70 |
Мощность мотора, л. с. (кВт) | 20 (13) |
Прогулочный вариант «Радуги-34» несложно построить без стапеля, что существенно сокращает затраты времени и труда, необходимые на изготовление оснастки. Сборка может производиться на двух отфугованных по пластям досках шириной около 150 мм и длиной не менее длины мотолодки или на любой другой ровной поверхности.
До сборки необходимо изготовить шпангоуты и транец, склеить заготовки палубы, обшивки, стенок и зашивок рундуков, а также заготовки продольного набора и реданов, если нет целиковых реек. На шпангоутах и транце следует вырубить гнезда для прохода продольного набора. Глубину врезки надо проверить кусочками реек из которых изготавливается набор Для этого по плазу корпуса определяется величина малки киля или стрингеров — проверочный брусочек должен выступать из гнезда на эту величину. Реданы нужно обрабатывать согласно таблице плазовых ординат сечений.
Информация об изображении
Конструктивный чертеж и сечения по шпангоутам туристского варианта «Радуги-34»
Заготовка палубы укладывается на поверхность, где будет собираться мотолодка; затем производится разметка контура и положения шпангоутов, и отбиваются линии по ширине привального бруска, обрамляющей кокпит рейки и ширины бимсов. Поверхности продольного палубного набора, прилегающие к палубе и соответствующие поверхности палубы, промазываются клеем и набор устанавливается на место с запрессовкой гвоздями взагиб шагом 50—70 мм. Далее на секцию палубы устанавливаются шпангоутные рамки и транец. Палуба мотолодки имеет уклон в сторону кормы, поэтому шпангоуты должны устанавливаться не перпендикулярно, а под углом 3,5° с наклоном в корму, что составит 34 мм по высоте второго шпангоута. Транец имеет наклон днищевой части в нос около 15°, или 130 мм по килю, поэтому необходимо заранее изготовить установочные угольники. На такие же углы следует смалковать бимсы шпангоутов и транца. Эту работу можно упростить, если установить шпангоуты перпендикулярно к палубе, а транец с уклоном 100 мм в нос: при этом сколько-нибудь значительного изменения в обводах не произойдет.
Конструктивный чертеж и сечения по шпангоутам туристского варианта «Радуги-34»
Установленные шпангоуты и транец фиксируются в нужном положении раскосами по обоим бортам. Затем на шпангоуты устанавливается киль, который для определения величины малки внутренней поверхности гнезда временно закрепляется гвоздями ∅1,5—2 мм. Эта величина определяется следующим образом: изогнутый по шпангоутам киль будет опираться на носовую кромку гнезда, а между кормовой кромкой и опорной поверхностью киля образуется зазор, величина которого соответствует необходимой малке. Циркулем или какой-либо другой отводкой эта величина переносится на носовую поверхность шпангоута — линия проводится от кромки гнезда. Когда требуемая малка определена на всех шпангоутах, киль снимается и гнезда малкуются. После окончательной установки киля на место аналогично определяется малка гнезд под стрингеры. Продольный набор крепится к шпангоутам шурупами ∅3 мм.
После установки продольного набора снимаются раскосы, раскрепляющие шпангоуты, и производится малковка киля, стрингеров и поперечного набора с постоянной проверкой правильности гибкой длинной рейкой.
Когда малка набора произведена, на корпус поочередно укладываются заготовки обшивки и раскрепляются тонкими гвоздями, набор корпуса изнутри очерчивается по заготовке, припуск листа обрезается по разметке. В местах расположения стрингеров и шпангоутов высверливаются отверстия ∅1—1,5 мм шагом 50—70 мм. Верхний лист борта сначала причерчивается по палубе, обрезается по этой кромке и только после этого окончательно размечается. Обшивка устанавливается на клею с запрессовкой гвоздями взагиб к продольному набору и шурупами ∅3 мм к поперечному. Затем кромки установленной обшивки смалковываются, корпус оклеивается одним слоем стеклоткани АСТТ(б)—С20, Далее на корпус лодки устанавливаются реданы на клею с гвоздевой запрессовкой и оклеиваются полосками стеклоткани, На этом обшивка корпуса заканчивается.
Теперь мотолодка переворачивается килем вниз. Заранее собранный лист рецесса устанавливается на место: бимс приклеивается к палубе с запрессовкой гвоздями, лист изгибается и временно закрепляется на транце на уровне редана Р-3. Устанавливаются на место и временно закрепляются стенки рундуков, также заранее собранные с рейками опоры подвижного сиденья, зашивок и крышек, накладываются зашивки и навешиваются на петли крышки. Рейка, обрамляющая кокпит, смалковывается в районе установки козырька, промазывается клеем, гвоздями взагиб к ней подтягивается козырек. После этого по верхней кромке козырька устанавливается на клею буртик с запрессовкой шурупами ∅3X22 мм. Обе рейки буртика накладываются одновременно.
Все временно закрепленные стыки: рецесса с транцем и бортами, стенок и зашивок рундуков с днищем и бортами, а также стыки козырька с палубой и внутренние углы бортов и днища с транцем оклеиваются «мокрым угольником» — полосками стеклоткани на эпоксидном клею. В местах установки ручек, стаканов уключин, пульта дистанционного управления вклеиваются сухари.
Последняя операция по оборудованию корпуса «Радуги» — устройство пайолов. Они могут быть изготовлены либо из блоков пенопласта, уложенных между шпангоутами на высоту флор и оклеенных сверху стеклотканью, либо из листов фанеры.