Новая мотолодка должна была удовлетворять следующим требованиям: иметь вес не более 75 кг, пассажировместимость 2—3 чел., высокие скоростные качества (порядка 60 км/ч), сравнительно мягкий ход на волне. Меня интересовала также возможность перевозить судно на автоприцепе «Скиф».
За прототип была выбрана «Радуга-41» конструктора Ю. А. Зимина (см. «КЯ» №61). Теоретические обводы я оставил практически без изменений, за исключением размеров.
Для моего судна были выбраны следующие размеры: длина — 3500, ширина — 1400, высота в носу — 650, высота в корме — 500, ширина гидролыжи на транце — 500 мм. Лодка строилась в течение 5 месяцев (по выходным дням и вечерами] в гараже, без стапеля. Материал — сосновые рейки и обычная строительная фанера улучшенного качества (шлифованная] толщиной 4 мм. Набор и обшивка собирались с применением коррозионно-стойкого крепежа и эпоксидного клея. Днище оклеено одним слоем тонкой стеклоткани на эпоксидном связующем. Вес оборудованной лодки получился около 65 кг.
Мотолодка под мотором «Нептун» (N = 18 л. с.) была всесторонне испытана в течение двух навигаций. Уже в первые выходы обнаружился ее существенный недостаток — с одним человеком на борту при увеличении газа более чем на 2/3 она теряла продольную устойчивость движения (дельфинировала) и развить максимальную скорость не удавалось. Изменение центровки при помощи перемещения вперед топливного бака, удлинения румпеля и регулировки наклона двигателя не помогло. Неудача огорчила, однако новое судно я эксплуатировал до конца сезона.
Зимой, проанализировав возможные причины неудачи, я пришел к выводу о необходимости кардинального изменения центровки при помощи ДУ румпелем и газом.
С нетерпением ждал нового сезона. Первый же выход полностью подтвердил правильность принятого решения. Лодка, если так можно выразиться, полетела над водой! На полном газу с одним человеком на борту смоченной оставалась только кормовая часть гидролыжи. Специальных замеров я не делал, но с одним водителем лодка мчалась наравне с крылатой «Ракетой» (винт у мотора штатный полированный, шаг 300 мм).
Маневренность, легкость в управлении, динамическая остойчивость были обеспечены. Можно делать крутые виражи (и даже разворот на 180°) на полной скорости, не опасаясь опрокидывания. Главное — удержаться на сиденье! На волне высотой до полуметра ход мягкий, можно не снижать скорость. Устойчивость на курсе отличная. Лодка не забрызгивается при любом направлении движения относительно волны. С одним и двумя человеками на борту она без заметного дифферента легко выходит на глиссирование; с тремя человеками ход тяжелеет, скорость заметно снижается. По-видимому, комбинированные обводы при малых размерах требуют большей энерговооруженности.
Для перемещения силами одного человека (например, в гараже или при спуске на воду) судно оборудовано двумя легкосъемными колесами, закрепляемыми на транце.
К следующему сезону планирую изготовить винт с большим шагом в надежде увеличить скорость.
Через журнал хочу выразить благодарность Ю. А. Зимину за прекрасный проект «Радуги-41».