Контроль компрессии. У обладающего высокой мощностью двигателя компрессия, как правило, хорошая Это значит, что утечки газов через поршневые кольца при работе двигателя минимальные. Для измерения компрессии можно использовать простейший самодельный прибор, завинчиваемый в свечное отверстие.
Коленчатый вал прокручивают пусковым шнуром (четырехтактный двигатель -стартером) несколько раз, по возможности резко, до фиксирования максимального показания манометра. У исправного двухтактного двигателя с правильной геометрией цилиндра и хорошим состоянием деталей цилиндро-поршневой группы показание манометра численно приблизительно равно или на 1—2 кгс/см2 меньше геометрической степени сжатия, величина которой указывается в паспорте для стандартного двигателя или подсчитывается по формуле:
где ε — геометрическая степень сжатия Vраб — рабочий объем цилиндра, см3; Vк.с — объем камеры сгорания, замеренный при положении поршня в ВМТ, см3.
Если показания манометра существенно ниже или для разных цилиндров отличаются более чем на 2 кгс/см2, то для серьезных соревнований или длительных походов двигатель мало пригоден, он нуждается в ремонте.
Для четырехтактного двигателя допустимый нижний предел величины компрессии можно определить по эмпирической формуле:
где Рс — показание компрессометра. Если величина компрессии, замеренная при прокрутке со скоростью 200—400 об/мин, ниже, чем подсчитанная по формуле, то двигатель подлежит ремонту.