Надувные лодки, поставляемые в торговую сеть и рассчитанные на массового потребителя, пригодны не только для прогулок в выходные дни и рыбалки, но и для многодневных путешествий (до третьей категории сложности|. Это я утверждаю. основываясь на собственном опыте эксплуатации двухместной надувной «Юрюэаии».
Главное, на что следует обратить внимание, — это размещение в тесной лодке походного снаряжения. Важно, чтобы оно не мешало, не ухудшало обзор, маневренность лодки, ее остойчивость, скорость и по возможности обеспечивало комфорт в той степени, как это понятие можно распространить на 2,5-мет-ровую надувнушку.
Существует несколько вариантов загрузки. Все зависит от целей путешествия, сложности маршрута и численности экипажа. Для несложных семейных походов груз нужно распределять следующим образом. В полиэтиленовые, прорезиненные или другие мешки из непромокаемого материала укладываются «спальники», надувные матрацы, часть мягких личных вещей. Все это при помощи резиновых шнуров от ручного эспандера или киперной ленты крепится через две проушины, наклеенные на переднюю часть заднего баллона и дно, в кормовой части лодки на месте надувного сидения. Можно обойтись и без проушин, но тогда при опрокидывании лодки вещи могут выпасть, уплыть или утонуть.
Желательно, чтобы высота упаковки не превышала уровень верхних краев баллонов. На эту упаковку садится гребец. Если носовая часть лодки оказывается перегруженной и зарывается в воду, гребец передвигается на задний баллон (в походах мы используем двухлопастные байдарочные весла).
В носовую часть укладываются наиболее тяжелые и громоздкие вещи: посуда, ремонтный набор, приспособления для приготовления пищи. Все, естественно, в упаковке, а режущие и колющие предметы в специальных чехлах, чтобы исключить повреждение оболочки лодки или ранение экипажа.
Ближе к сиденью ставятся рюкзак с продуктами питания и часть габаритных вещей (сменная обувь, медицинская аптечка, рыболовные принадлежности и т. д.). Фотоаппаратура, которой пользуются постоянно, укладывается отдельно в прорезиненный мешок. Он крепится киперной лентой к проушине, приклеенной к левому баллону между гребцом и пассажирами.
Под деревянным сиденьем размещается двухместная палатка, а на само сиденье (тоже в непромокаемой упаковке) укладываются оставшиеся мягкие вещи. Все это стягивается резиновым шнуром. Если по высоте мягкая упаковка находится на одном уровне с баллонами, то суммарная ширина сиденья увеличивается раза в полтора, что делает его более удобным.
При таком варианте загрузки один человек сидит лицом к корме и в гребле не участвует. Благодаря равномерному размещению груза лодка практически не рыскает по курсу, и один гребец без особых усилий разгоняет ее до скорости 3—4 км/ч (в стоячей воде).
Большие скорость и маневренность достигаются в том случае, когда гребут оба человека. Однако в этом случае груз в носовой части следует расположить несколько иначе. Палатку из-под сиденья нужно вынуть и резиновыми шнурами прикрепить через две проушины к днищу лодки вплотную к кормовому сиденью-упаковке, а рюкзак с вещами поставить между палаткой и деревянным сиденьем и тоже стянуть шнурами. Если вещей в рюкзаке немного, то в него можно уложить и палатку.
При такой загрузке лодки передний гребец сидит лицом по ходу движения, и его ноги убраны под сиденье (посадка примерно как на каноэ). Такая лоза менее комфортна, чем при гребле на байдарке, поэтому, чтобы не затекали спина и ноги, каждый час требуется делать 10—15-минутные остановки для отдыха. Передний гребец должен надевать на голени защитные щитки — лучше всего наподобие хоккейных: при сплаве по маловодным шиверистым рекам возможны травмы ног при ударе мягким днищем о камни.
Несмотря на относительные неудобства, этот способ посадки гораздо больше подходит для спортивных путешествий, поскольку позволяет экипажу быстро маневрировать на сложных участках рак.
При двух гребцах длина весел на должна превышать 220—230 см, иначе при выполнении слаломных приемов члены экипажа будут задевать друг друга.
На двухместной ледка можно путешествовать и в одиночку. Не при подготовке к такому сплаву нужно добиться, чтобы судне но рыскало при каждом гребке. На «Юрюзани» это достигается следующим образом. Наиболее тяжелые в корма. Палатка и часть мягких вещей остаются на деревянном сиденье. Сразу же за ним ближе к носу кладется рюкзак. Гребец садится на сиденье лицом к корме, поэтому ледка движется кормой вперед. Чтобы уравновесить ее в продольной плоскости, спальные принадлежности упаковываются в два непромокаемых мешка (одинаковых по весу или равных в зависимости от веса гребца) и крепятся на носу и корме. При правильной загрузке рыскание весьма незначительно и не мешает маневрировать.
Надувную лодку можно использовать как вспомогательное плавсредство и в несложных пеших походах (чаща всего с детьми), маршрут которых проходит вдоль рек. Ведь собственный вес надувнушки невелик («Юрюзань», в частности, весит 16 кг) да и доставка ее к началу маршрута нетрудоемка. Зато в самом путешествии лодка способна взять на себя значительную долю груза (а при небольшом составе группы — и весь груз), что делает переходы менее утомительными и позволяет проделать за дань немалые расстояния.
На тяжелых участках пути лодка может служить транспортным сродством для маленьких детей. Кроме того, на ней легко переправляться через реки, не затрудняя себя поиском мостов, бродов; с лодки удобно ловить рыбу. Словом, и в пешем путешествии надувнушка способна оказать смакалистому туристу немалую помощь, сделать отдых разнообразнее и увлекательнее.