В «КЯ» №114 опубликована статья В. Шацкого с описанием простой схемы электронного зажигания с магнитным датчиком. Я решил воспользоваться этой схемой, но для упрощения отказался от магнитного датчика. В качестве управляющих были использованы импульсы, возникающие в катушках зажигания штатного магдино мотора.
Первая же проверка ЭСЗ на моторе привела меня в недоумение. Мотор легко запускался, но работал неустойчиво, а при увеличении числа оборотов наблюдались громкие хлопки, после которых двигатель останавливался.
Прошу объяснить причину этого явления, а также посоветовать, что нужно сделать для нормальной работы ЭСЗ. Может быть, использовать импульсы в катушках зажигания невозможно? Прилагаю схему, по которой была собрана ЭСЗ на моем «Нептуне-23».
Многие владельцы подвесных моторов прежних лет выпуска пытаются усовершенствовать системы зажигания в целях достижения экономии расхода горючего. Нередко в качестве основы для электронных систем зажигания используются штатные контактные электромеханические системы. Часто такие упрощенные ЭСЗ оказываются неэффективными или просто неработоспособными. В частности, не «захотела» работать и ЭСЗ, смонтированная С. Г. Елизарьевым.
Сразу же заметим, что схему можно сделать работоспособной без применения магнитных датчиков для запуска тиристоров КУ. Схема транзисторного преобразователя постоянного напряжения 12 В в напряжение 400 В хорошо известна радиолюбителям и публиковалась в прежних номерах «КЯ» (см., например, упрощенный вариант ЭСЗ, разработанный Е. К. Сониным и описанный в №17).
При самостоятельном проектировании и изготовлении подобных схем зажигания надо учитывать несколько исходных предпосылок, которые не были приняты С. Г. Елизарьевым во внимание.
1. С увеличением частоты вращения шунтирующее действие емкостей С, подключенных параллельно прерывателям магдино, увеличивается и ток управления падает. Роль ограничивающего сопротивления 1 кОм в цепи тока управления возрастает, наблюдаются сбои в срабатывании КУ. искрообразование пропадает, возникают хлопки несгоревшей смеси в глушителе мотора.
Желательно с помощью осциллографа исследовать зависимость формы и величины управляющего сигнала КУ от частоты вращения маховика двигателя.
2. Источник питания 400 В — транзисторный преобразователь или повышающий трансформатор с выпрямителем, подключенный непосредственно к катушкам зажигания магдино МВ-1, — может иметь высокое внутреннее выходное сопротивление, которое является зарядным для накопительного конденсатора 1,0 мФ. Поэтому при повышении числа оборотов, тем более при двойном искрообразовании за один оборот, как это имеет место в данной схеме, конденсатор 1,0 мФ не успевает зарядиться до уровня энергии, требуемой для поджигания сжатой смеси. Это тоже становится причиной пропадания искры и хлопков в глушителе, а затем и остановки двигателя.
Надо выбрать схему транзисторного преобразователя, у которого трансформатор намотан толстым проводом, а железо сердечника способно работать без потерь на высокой частоте (частота преобразования лежит в пределах 2—5 кГц).
Эти требования закономерны и в случае применения повышающего трансформатора с выпрямителем.
3. Наконец, данная схема рассчитана на двойное искрообразование в течение одного оборота коленвала — в ВМТ и в НМТ. Если в картере двухтактного двигателя наблюдается хорошая компрессия, которая при повышении оборотов несколько увеличивается, то возможен взрыв смеси в картере и, естественно, будут возникать хлопки пламени в смесителе карбюратора. Произойдет сбой работы двигателя, и неизбежна его остановка. Этот недостаток можно ликвидировать, перейдя на два канала искрообразования и поставив в каждом канале отдельный тиристор КУ.