В достоинствах электронных систем зажигания, в которых отсутствуют прерыватели с их наиболее капризными деталями — контактами, никого из владельцев подвесных моторов убеждать не надо. Все на собственном опыте знают, что выходят из строя прерыватели часто, а достать их не так-то просто. Вот почему после публикации статей инженеров-электронщиков из Запорожья о бесконтактной системе зажигания для моторов «Москва» и «Ветерок» в редакцию сразу же стали поступать многочисленные письма с просьбой сообщить параметры схем, пригодных для других моторов.
Выполняя эти пожелания, авторы смонтировали свою систему на «Вихре»; ее описание и публикуется в этом разделе. К сожалению, они не имели возможности проверить надежность системы в длительной эксплуатации — испытания мотора начались в самом конце прошлого сезона. Тем не менее, первые результаты обнадеживают и остается лишь уточнить отдельные параметры схемы. Так, представляется несколько заниженной рабочая емкость конденсатора (мала энергия, накапливаемая в нем].
Авторы и редакция будут признательны всем любителям, которые пришлют свои отзывы о работе этой системы и предложения по ее улучшению.
При вращении маховика мотора «Вихрь» полюса магнита пересекают сердечник катушки, и в ее обмотке индуцируются два больших импульса ЭДС разной полярности (рис. 1-а). Наличие двух (или даже трех) пар полюсов не позволяет использовать для этого мотора систему зажигания, описанную в сборниках №23 и №25.
Авторами разработана конструкция бесконтактной системы зажигания для «Вихря», принципиальная схема которой приведена на рис. 2. Д1—Д5 — кремниевые диоды Д226, Д6 — диод КД—202Р (прямой ток 1 а, максимальная амплитуда обратного напряжения 600 в). Сопротивление тиристора R1 — 330 ом (2вт). КЗ — стандартная катушка зажигания от мотора «Вихрь».
Число витков обмотки 1Тр — 3000—4000 провода ПЭВ 0,18 мм, обмотки 2Тр — 1000 провода ПЭЛШО 0,16 мм. Обе обмотки рядовые, наматываются «внавал». Емкость конденсатора С 0,5 мкф, рабочее напряжение 500—600 в.
При использовании мостовой схемы выпрямителя форма напряжения на конденсаторе С имеет вид, показанный на рис. 1-6; форма управляющих импульсов показана на рис. 1-в. При этом для управления тиристором Т (КУ-201К, КУ-202К и др.) используется средний «седлообразный» импульс, имеющий большую амплитуду. Импульсы отрицательной полярности срезаются диодом Д5.
Обмотки трансформаторов 1Тр наматываются на С-образные сердечники (применяемые на моторе «Вихрь» или самодельные — сталь Э—330, толщина пластин 0,35—0,5 мм). Обмотки 2Тр наматываются на изоляционный каркас и устанавливаются на сердечнике сплошного сечения из обычной стали. Расположение и размеры сердечников показаны на рис. 3.
Установка трансформаторов 1Тр и 2Тр для верхнего (индекс «В») и нижнего («Н») цилиндров производится на панели, состоящей из двух частей: плоской дюралевой панели 1 толщиной 4,8 мм и стальной втулки 2, приклепанной к панели тремя заклепками диаметром 4 мм. Катушка 1 Тр каждого цилиндра должна располагаться под 90—105° относительно соответствующей катушки 2Тр. Для согласования момента искрообразования и положения поршня угол между точкой «К» водила и осью 2Тр верхнего цилиндра должен составлять 87±1°. Направление намотки обмоток 1Тр не влияет на работу системы; обмотки 2Тр наматываются по часовой стрелке (если смотреть со стороны вала). Начало и концы обмоток выводятся на монтажную текстолитовую панель, на которой монтируются остальные детали системы (рис. 4). Размеры монтажной панели 115X125 мм, толщина 5—6 мм. Для установки диодов использованы монтажные лепестки; тиристоры Т крепятся на дюралевых уголках 15х15 длиной 15 мм. Диоды Д6 (КД-202Р) крепятся непосредственно к текстолитовой панели.
После испытания системы весь монтаж заливается эпоксидной смолой или другим быстротвердеющим составом. Панель с помощью винтов М5 и скобок крепится к мотору с левой стороны катушек зажигания около выхлопного коллектора.
Для исключения искрообразования при положении поршня в нижней мертвой точке нужно снять два магнитных полюса маховика со стороны шпоночной канавки и отжечь их при температуре не ниже 800° С. Это предотвратит разбалансировку.
Если маховик магнето имеет три пары полюсов, то нужно отжечь две пары, оставив рабочими полюса, расположенные с противоположной стороны шпоночной канавки.
Мотор «Вихрь», оборудованный предлагаемой системой зажигания, проработал всего около десяти часов, что, конечно, недостаточно Для полной оценки ее надежности. Вероятно, для повышения устойчивости работы следует включить в цепь управляющей обмотки 2Тр кремниевый стабилитрон Д-815А (показано пунктиром на рис. 2.).