Лавировка по времени
Лавировка на яхте в узком проливе связана с частыми поворотами и необходимостью определения места точек поворота. При длине такого пролива как Муху-Вяйн (50 миль) это — утомительный труд для команды и для капитана. Местами фарватер бывает настолько узким, что за короткий галс не удается успеть взять пеленги и нанести их на карту.
В таких случаях советую применить простой способ «лавировки по времени».
По карте определяется самое короткое расстояние от оси фарватера до линии (изобаты) пятиметровой глубины. Зная скорость яхты, нетрудно вычислить время заведомо безопасного хода на одном галсе.
При пересечении оси фарватера рулевой пускает секундомер и ведет судно на курсе установленное безопасное время, по истечении которого выполняет поворот. Пересекая ось фарватера на другом галсе, рулевой снова пускает секундомер и ведет судно в течение безопасного времени по другую сторону фарватера. Время галса для правой и левой сторон фарватера зависит от глубин и, естественно, может быть различно.
Пользуясь описанным способом лавировки, надо учитывать одно обстоятельство. Рулевой должен внимательно следить за изменением силы ветра и, следовательно, за изменением скорости хода яхты. Если скорость увеличилась, надо соответственно уменьшить время галса, сверившись с картой, которая всегда должна быть под рукой. Важно не пересекать пятиметровую изобату (положение которой на карте тоже, кстати говоря, иногда нанесено не с абсолютной точностью). Лучше иметь гарантийный запас «чистой воды», чем потенциальную возможность выскочить на отмель. Точность же замеров глубин менее 5 м такова, что лучше показанным цифрам не доверять.
Определение расстояния до берега по известной высоте
Определение расстояний до берега или видимых предметов в море — постоянная забота капитана. В зависимости от обстановки и возможностей пользуются различными способами, например, с применением секстана и таблиц, по чаще всего прикидывают расстояние «на глаз».
Существует, однако, проверенный практикой способ определения расстояния с помощью обычной школьной линейки, который по точности мало уступает приборным. Он заключается в следующем. В лоции или в книге «Огни и знаки» обычно указывается высота приметных предметов — знаков, маяков, башен. Зная высоту такого предмета, видимого с яхты, нетрудно определить и расстояние до него.
В основе предлагаемого способа — всем известная теорема о пропорциональности сторон подобных треугольников. Если нам известны истинная высота предмета Hпр (м), длина вытянутой руки l (см) и видимая высота предмета hв (см), снимаемая по шкале линейки в вытянутой руке, то расстояние от судна до предмета будет:
Допустим, маяк имеет высоту над уровнем моря 60 м, расстояние между линейкой и вашим глазом (длина вытянутой руки) — 66 см, видимая высота маяка по линейке — 2 см. Нетрудно подсчитать, что расстояние до маяка будет равно 60·66:2=1980 метров.