Проблеме защиты подводной части корпуса судна от набухания, гниения, обрастания и разрушения червями (такими, как бзнкия, лимнория и особенно страшным тередо) — несколько тысяч лет. Кораблестроители древности применяли самые различные, обычно державшиеся в секрете составы и режимы обработки дерева, вымачивали его в растворах, обугливали, покрывали смолами, битумами и т. д. Однако ни одно из применяемых средств не обладало необходимым комплексом защитных свойств. Если, например, смолы предохраняли корпус судна от набухания и в какой-то мере спасали от корабельного червя, то против обрастания они оказывались совершенно бессильными.
Считалось, что ценнейшими секретами сохранения дерева обладали мореплаватели древнего Востока, однако, как это установили сравнительно недавно, практически дело сводилось к тому, чтобы дублировать важнейшие части корпуса, «отдавая на съедение» наружные детали с целью защиты основных.
Задолго до нашей эры финикияне и троянцы пробовали обшивать подводную часть своих галер дорогостоящим свинцом, а в дальнейшем вместо свинца стали широко использовать листовую медь.
С появлением в конце XVIII века первых стальных судов была открыта новая страница в истории защиты корпуса: теперь его не надо было предохранять от разрушения червями и набухания, но зато появилась другая опасность — коррозия. С новой остротой встала и проблема борьбы с обрастанием, поскольку применить для защиты стального корпуса испытанную медь не позволяла электрохимическая несовместимость этих металлов.
Не касаясь современных средств защиты стальных корпусов от коррозии (цинковые протекторы, специальные схемы окраски и т. п.), рассмотрим наиболее общий вопрос — защиты одновременно от коррозии и от обрастания, в той или иной мере опасного и для металлических, и для пластмассовых, и для деревянных судов, особенно — плавающих в морской воде.
На разных бассейнах состав атакующих судно микроорганизмов-обрастателей разный; это могут быть мшанки, водоросли, японский гребешок, гидроиды, полихеты (трубчатые черви, напоминающие кораллы), мидии, балянусы. Закрепляясь и разрастаясь на корпусе судна, они заметно увеличивают сопротивление воды движению (см., например, № 27 сборника).
Один из наиболее агрессивных обрастателей — морской желудь балянус имеет форму усеченного конуса. Основанием своего «домика»-конуса балянус нарушает слой краски, раздвигая ее пленку, а эти обнаженные места служат открытыми воротами для корабельного червя, разрушающего дерево, или очагами коррозии, разрушающей металл.
Основной путь защиты корпуса от обрастателей — применение лакокрасочных покрытий, содержащих определенную дозу веществ, действующих на микроорганизмы как яд (таких, например, как серебро, ртуть, медь, мышьяк, сурьма). Сложность состоит не столько в подборе такого вещества, сколько в образовании содержащей его работоспособной и стойкой пленки, надежно покрывающей подводную часть корпуса судна. Если пленка не будет отдавать яд в необходимом количестве, покрытие окажется бесполезным, не сможет задержать процесс обрастания. Если же пленка будет отдавать яд слишком быстро, покрытие скоро потеряет свои защитные качества и его надо будет возобновлять.
В последние годы наряду с жидкими необрастающими и антикоррозийными красками получила распространение сравнительно недорогая и высокоэффективная мастичная краска ЯН-7А, выпускаемая на Дальзаводе. Эта краска защищает подводную часть металлических корпусов от коррозии и обрастания, а деревянных от разрушения древоточцем, обрастания, набухания и гниения. Она представляет собой удобную для хранения твердую массу, напоминающую сургуч, наносится в расплавленном состоянии (при температуре 120—140° С) и застывает в течение 2—4 мин. Краска ЯН-7А обладает хорошей водостойкостью и не набухает по всей толщине слоя, чем и объясняется Длительность (2—4 года) сохранения ее защитных свойств. Хранится она неограниченно долгое время.
На корпус малого судна мастичная краска наносится короткими мазками и без нажима при помощи широкой кисти — флейца, которая ставится под острым углом к окрашиваемой поверхности. Мазки сначала делают в одном, а затем в противоположном направлении. Толщина защитного слоя должна быть не менее 1,5—2 мм.
Мастичная краска нашла применение и для защитного покрытия гребных валов на катерах. После высыхания кузбасслака (грунт) наносится первый слой краски, затем сразу же туго обвертывают вал марлей и наносят второй и таким же образом — последующие слои.
Защитные свойства мастичной краски ЯН-7А привлекли внимание владивостокских и киевских яхтсменов. Отзывы спортсменов о ней, как правило, самые хорошие.