Перед началом, нового сезона редакция получила много вопросов от владельцев «казанок» и «прогрессов», которые сводятся, в основном, к следующему: как окрасить и защитить от коррозии дуралюминовые корпуса? Напомним, что в 12-м номере сборника (1967 г.) уже печатались материалы по покрытию таких корпусов наиболее распространенными красками. Редакция попросила ответить на ряд вопросов нашего консультанта, специалиста по лако-красочным покрытиям Бориса Павловича Фаворова.
К концу сезона подводная часть корпуса «Прогресса» оказывается пораженной во многих местах коррозией. Стоящие рядом «казанки» такой коррозии не подвергаются. Чем это объяснить? Как приостановить дальнейшее распространение коррозии и чем покрыть пораженные места? Чем лучше покрасить все днище «Прогресса»?
На заводе все детали лодок «Прогресс» анодируют, после сборки покрывают грунтом ВЛ-02 и окрашивают хлорвиниловой краской ХВ-26. «Казанки» окрашивают так же, поэтому обе лодки должны быть одинаково не подвержены коррозии. Листовой дуралюмин, из которого делают лодки, обычно плакируется, т. е. покрывается тонким слоем чистого алюминия, который, окисляясь, покрывается окисной пленкой, защищающей металл от дальнейшего окисления и коррозии.
В данном случае, вероятно, был поставлен неплакированный дуралюмин, или же слой плакировки был сильно поврежден.
Пораженные места необходимо зачистить наждачной бумагой или шпателем и шкрабкой, затем загрунтовать цинкхроматным грунтом марки ВЛ-02 (в который за 30 минут перед окраской вводят кислый разбавитель). Если не сможете достать грунт ВЛ-02, загрунтуйте лодку эпоксидной краской ЭП-51 белого цвета, в крайнем случае эпоксидной смолой, введя в нее сухие цинковые белила или цинковый крон. Эпоксидная смола, кроме разбавителя, должна содержать отвердитель (полиэтиленполиамин).
Красить корпус можно только цинковыми белилами на льняной олифе или глифталевом лаке марки 6с (водостойкий, светлый). Покрытие без пропусков обеспечит надежную изоляцию металла от воды.
Нитрокраски (грунт и эмали) следует применять только по очищенному (голому) металлу. В этом случае при условии тщательного обезжиривания покрытие будет качественным.
Свой «Прогресс» я покрасил польской эмалью «Синтэмаль», причем использовал неизвестный грунт, по-моему, глифталевый или фенольный. Прошу сообщить, можно ли применять для окраски корпуса польские эмали, не вызовет ли это коррозии металла? Красил я как по чистому металлу, так и ро старому перхлорвиниловому покрытию.
Если грунт имел оранжевый, зеленый, желтый или белый цвет и большой вес (полный граненый стакан емкостью 200 см3 весит 800 г), то это означает, что вы применили свинцовые краски. Их наносить на дюраль не рекомендуется.
Появление участков коррозии бело-серого цвета и последующее вздутие и пузырчатость краски — явный признак непригодности нанесенного грунта. Такую краску следует очистить, но только осенью, после навигации, так как раньше вы этого явления не обнаружите. Поверхность очищается металлической щеткой, шкрабкой, шпателем или циклей, протирается ацетоном и покрывается соответствующим грунтом.
Если нанесенный грунт был легким по весу (граненый стакан — 250—300 г.) и имел глянцевитую поверхность, то он мог быть глифталевой, пентафталевой или алкидной краской. В этом случае вам опасаться нечего.
Если в качестве грунта нанесен железный сурик, то это не так страшно. Та же импортная эмаль, нанесенная сверху без пропусков в один-два слоя, исправит положение.
Любая краска, в том числе свинцовая, нанесенная на хорошо просушенный, лучше двухслойный грунт (цинковые белила, глифталевые грунты и краски), не вызовет коррозии дюраля.
Импортные эмали (польская, румынские, югославские) имеют хорошее качество. Но, ввиду отсутствия в продаже растворителей, их рекомендуется употреблять в год покупки. Лучше покрыть судно двумя слоями эмали.
На вашем катере краску снимать пока не следует. Примерно раз в месяц тщательно осматривайте окрашенную поверхность.
Весной я загрунтовал днище дюралевой лодки свинцовым суриком, а буквально через несколько дней прочитал в 12-м номере сборника, что свинцовыми красками покрывать дюраль не следует. Что теперь делать? Соскоблить краску, или, высохнув, она уже не разрушает металл?
Если лодка постоянно находится в воде, то свинцовый сурик окажет корродирующее влияние на дюралевую поверхность, особенно если покрытие было повреждено (трением об отмель и камни и т. п.). За одну летнюю навигацию вред от коррозии будет небольшим.
Свинцовый сурик нужно снять только в тех местах, где он отслаивается или легко очищается. Всю подводную и надводную поверхность заново загрунтовать (как по очищенному металлу, так и по оставшемуся покрытию) цинковыми белилами. Весной (в сухую погоду) проверить прочность грунтовки (цинковых белил) деревянным шпателем, образовавшиеся за зимнее хранение вздутия вскрыть, удалить отслаивающуюся краску, обезжирить, нанести на эти места слой цинковых белил и через 3—5 дней окрасить сплошь всю поверхность. Через неделю можете приступить к декоративной отделке лодки.
В сухих помещениях свинцовый сурик дюралевому сплаву не вредит, а в контакте с водой, особенно морской, может привести к значительной коррозии. Поэтому покрытие цинковыми белилами должно быть сплошным и качественным. Два слоя вполне обеспечат изоляцию свинцового сурика от воды.
Следует применять цинковые белила марки М-00, хуже М-0, в крайнем случае марки М. Кроме белил на льняной олифе, можно также применять густотертые белила, разведенные светлым глифталевым лаком марки 6с.