От правильного подбора свечей зажигания зависят мощность, надежность и моторесурс двигателя. Тем, кто этим занимался, известно, что даже лучшие авиационные и высококалильные гоночные свечи не дадут положительного эффекта, если не учитывать особенности их применения. Что нужно знать в первую очередь?
Подвесные лодочные моторы, за исключением некоторых иностранных образцов, являются двухтактными. Одинаковые по ряду параметров (степень сжатия, число оборотов, объем цилиндров, мощность) двухтактные и четырехтактные двигатели требуют установки свечей с различными характеристиками. Почему?
Рабочий цикл в четырехтактном двигателе совершается за два оборота коленчатого вала; при этом свеча дает искру один раз. В двухтактном двигателе искра дается при каждом обороте коленчатого вала, что потенциально сокращает вдвое ее долговечность и уменьшает время охлаждения между вспышками. Усиленная коррозия электродов в двухтактном двигателе заставляет ставить на нем более «холодные» свечи, т. е. свечи с более высоким калильным числом.
При установке свечей, используемых на дорожных машинах с двухтактными двигателями (мотоциклы, автомобиль «Вартбург»), следует учитывать, что, в отличие от них, подвесные лодочные моторы в жаркое время года эксплуатируются, как правило, на «полный газ», часто с перегрузкой, и поэтому также требуют постановки более «холодных» свечей.
Калильное число — это тепловая характеристика, показывающая время (в сотых долях минуты), по истечении которого свеча, установленная на специальном испытательном двигателе, начинает давать калильное зажигание, т. е. зажигание не от искры, а от нагрева, Свечи различных типов сравнивают по калильному числу при одинаковых числах оборотов, степени сжатия, температуре охлаждающей воды, смесеобразовании, давлении смеси и воздуха, влажности воздуха. Определяя, для каких типов двигателей они пригодны, исходят из условия, что на конце изолятора температура должна быть 600—800° С. При такой температуре свеча самоочищается от нагара. Чем больше калильное число свечи, тем для более напряженных условий она предназначена. Чем отличается «холодная» свеча от «горячей»? Прежде всего, повышенной теплоотдачей и конструктивно предусмотренными условиями наименьшего нагрева ее рабочей поверхности. Чем «холоднее» свеча, тем короче длина внутренней части изолятора, тем меньше площадь контакта изолятора с раскаленными газами и, соответственно, нагрев свечи. Центральный электрод делается массивным для улучшения теплопроводности.
При классификации отечественных свечей используют зависимость их калильного числа от длины внутренней части изолятора (длина «юбочки»). Например, свечи А-11У и А-8У; длина «юбочки» первой 11 мм, второй — 8 мм. Свеча А-8У более «холодная». Буква «У» показывает, что изолятор свечи изготовлен из уралита.
Для подбора свечей к лодочному мотору следует руководствоваться данными приводимой таблицы. При их соблюдении, как показала практика, двигатели надежно работают в течение нескольких сезонов без замены свечей при температуре воздуха от 5° до 30° С.
При установке чехословацких свечей «Пал» следует обратить внимание на маркировку. Цифра 14 обозначает диаметр резьбовой части свечи в мм, Z — исполнение специально для двухтактных двигателей, R — искрогасящее сопротивление, встроенное в свечу.
При правильно подобранном калильном числе и исправном двигателе свечи требуют лишь периодической проверки и регулировки зазора в соответствии с инструкцией завода (величина зазора указывается на упаковке свечи).
По внешнему виду свечи можно судить о пригодности ее для данного двигателя, о состоянии двигателя, о качестве смеси и т. п. Коричневый цвет изолятора свечи и небольшой нагар на корпусе свидетельствуют о нормальном состоянии двигателя, смазки, системы зажигания, питания, правильно подобранном калильном числе. Бархатистый сухой слой нагара на изоляторе электродах и корпусе свечи свидетельствует, что калильное число слишком велико, или же что карбюратор отрегулирован неправильно и смесь получается слишком богатой. Возможны и дефекты в системе зажигания. Если конец изолятора белый, корпус частично покрыт нагаром, на электродах видны следы оплавления, это может указывать на слишком низкое калильное число, очень бедную смесь, раннее зажигание, плохое охлаждение цилиндров.