Кнопку стоп на румпель «Вихря»
Кнопка «Стоп» на моторе «Вихрь» расположена очень неудобно. Путем несложной переделки валика привода дроссельной заслонки я установил кнопку на торце румпеля.
Нужно обрезать штатный валик 4 на длину 193 мм со стороны резьбы и выточить из Ст. 3 полуось 1 и втулку 2 с буртиком. Втулка служит для соединения валика 4 с полуосью 1 — передает вращение рукоятки румпеля, и для включения микровыключателя (буртик втулки упирается в микровыключатель). Соединение осуществляется на штифтах диаметром 3 мм. С валиком втулка соединяется наглухо, а на полуоси свободно скользит.
Отверстие в полуоси под штифт нужно сверлить по месту в полном сборе с конической шестерней и валиком, установленным в румпеле. Штифт должен плотно сидеть в отверстии полуоси, поэтому его желательно расклепать. Но раньше необходимо убедиться, что полуось легко, без трения ходит во втулке. После сборки следует закрепить шестерню газа, чтобы штифт не выпадал.
Пружина рукоятки очень жестка, нужно приложить значительное усилие, чтобы утопить фигурную гайку в румпель и выключить мотор. Лучше изготовить другую пружину из более тонкой стальной проволоки диаметром 1,8—2 мм.
Для выключения зажигания использовал микровыключатель 5 на 10а (на эскизе показан пунктиром), слегка опиленный с обеих сторон для посадки в румпель и укрепленный дюралевой обжимкой. Выключатель можно изготовить самому из пластин от старого реле. Пластины лучше выбрать потолще, чтобы они не дребезжали, и зажигание не выключалось. Выключатель следует подпаять параллельно кнопке «стоп» на моторе, желательно проводом МГШВ-0,5—0,7 мм2, надев на него хлорвиниловую трубку.
Крепление дистанционного управления к мотору «Вихрь»
На лодке «Прогресс» много неудобств доставляет установка и снятие с ручки мотора панели штатного дистанционного управления. Этой операции можно избежать, смонтировав под панелью несложный зажим-струбцину.
Устройство состоит из восьми деталей: 1 — гайка с резьбой М12; 2 — винт; 3 — вороток; 4 — упор; 5 — крепежный болт М6х12; 7 — гайка М6; 6 — пружинная шайба; 8 — пружинное колечко ∅4,5 из проволоки ∅1,2.
Размеры указаны под увеличенную ручку мотора (выпуска после 1968 г.). При короткой передней ручке на моторах первых выпусков необходимо изменить размеры упора (дет. 4) и удлинить на 20 мм винт (дет. 2), а затем приварить, упор к панели.
Смонтировать одному блочки дистанционного управления просто невозможно. Из-за неудачной конструкции рамки блочка головка крепежного болта недоступна п не позволяет устранить проворачивание болта во время навертывания гайки. Сборка упростится, если приварить головки болтов к основанию рамки.
Водоросли не помеха
Чтобы избежать наматывания водорослей на гребной вал «Вихря» между ступицей винта и редуктором, следует уменьшить имеющийся между ними зазор. Выточите фигурную шайбу 4 из дюраля Д-16Т. По ее внутреннему диаметру проточите переднюю кромку ступицы винта 3, выдержав зазор между срезом ступицы и шайбой 0,5÷0,8 мм.
Шайба крепится к корпусу редуктора 5 на трех винтах (М4) 6 через 120°, резьба делается на глубину не более 10 мм.
Полезно сделать простой съемник гребного винта, срезав хвостовик ступицы винта 2, просверлив в центре среза отверстие и нарезав резьбу М6. Вверните в отверстие болт 1. Вращая его, можно легко снять с вала гребной винт, не прибегая к молотку.
Зажим для проверки запальных свечей
Изогнув круглогубцами кусок пружинной проволоки как показано на рисунке, вы получите зажим, позволяющий при проверке свечей не держать их рукой, как и при продувке цилиндров и регулировке зажигания. Поставьте зажим на верхние шпильки головки цилиндра и закрепите гайками (размеры скобы указаны для мотора «Ветерок»).
Чтобы установить в зажим вывернутую из цилиндра свечу, достаточно нажать кончик проволоки. Кольцо разойдется, и свеча свободно войдет в него. Теперь вы сможете проверять на искру работу обеих свечей и магнето или продувать цилиндр, не опасаясь при этом, что катушка зажигания выйдет из строя.
Аварийное магнето для мотора «Москва»
Мне часто приходится бывать в штормовую погоду на Ладоге. Понятно, что очутиться с заглохшим мотором на волне и при сильном ветре не очень приятно. Чаще всего мотор отказывает из-за перебоев в работе зажигания.
Для своей «Москвы» я сделал аварийное магнето агрегатного типа, которое устанавливается на корпус ручного стартера и соединяется с коленчатым валом двигателя. Соединение магнето с валом осуществляется с помощью специальной гайки и шпонки, а его крепление к мотору — через втулку, надеваемую на проточку корпуса стартера. Магнето устанавливается по искре, и его положение отмечается рисками на корпусе и втулке.
Аварийное магнето хранится в лодке в сухом месте, в случае необходимости его можно буквально за пару минут поставить на мотор и переключить зажигание. Для защиты магнето от брызг и дождя (штатный капот, разумеется, приходится снимать) я надеваю на него полиэтиленовый мешок.
За пять лет это приспособление не раз выручало меня из беды.
Сливочное масло облегчает сборку
При разборке и сборке двигателя «Москвы» вызывает затруднение сборка игольчатых подшипников и коленчатого вала. Применять вязкую смазку (солидол, вазелин и т. п.) для удержания роликов на месте во время сборки нельзя — потом ее не удастся удалить с помощью любого количества бензина. Со временем консистентная смазка еще более загустевает, что приводит к выработке шеек вала и шатунных пальцев.
При сборке своего мотора я применил замороженное в холодильнике сливочное масло (годится и любой пищевой маргарин).
Используя очень вязкое холодное масло, свободно установил ролики в цилиндрических подшипниках и иголки в шатунах. Закончив сборку, налил горячую воду в контрольные отверстия подшипников и шатунов, и масло растворилось. Ту же смазку я применил и при смене игольчатых роликов в подшипнике редуктора.
Любителям тихого хода
Если необходимо долгое время эксплуатировать подвесной мотор на малых оборотах (например, прн ловле рыбы на «дорожку»), рекомендуем штатные свечи заменить на более горячие марки А-16У. На таких свечах не будет образовываться нагар.