До сих пор, на наш взгляд, несправедливо считается, что подавляющее большинство выпускаемых сейчас отечественных надувных лодок пригодно для плавания только под веслами. Нами — группой геологов — давно и успешно практикуется установка подвесных лодочных моторов на резиновые лодки различных марок, не имеющие жесткого транца и на плавание под мотором явно не рассчитанные.
Для навешивания мотора достаточно сколотить из досок жесткую раму, уложить ее сверху на баллоны лодки и привязать к ним. Тросики для крепления рамы приклеиваются заранее, но можно и перекинуть трос петлей прямо через нос и корму лодки. Рама одновременно повышает жесткость бортовых баллонов, ликвидируя их прогиб при загрузка лодки. Для примера рассмотрим установку моторов на серийные лодки трех типов.
Для установки самого легкого мотора «Салют» на лодку «ЛАС-3» (трехсекционная; с надувным дном; грузоподъемностью 300 кг) достаточно собрать раму цз досок 20X100. Кормовая подмоторная доска берется большей толщины (30 мм) и крепится к бортовым металлическими косынками. Мотор можно ставить только на груженую лодку.
Лодки «НЛ-5» (семисекционная; с надувным дном; грузоподъемностью 500 кг) и «НДЛ-10» (двухсекционная; грузоподъемностью 1000 кг) могут быть легко приспособлены для плавания под 10-сильной «Москвой». Рама для этих лодок собирается из дюймовых досок шириной 100— 200 мм и также крепится к лодке веревочными петлями.
Из двух лодок «НЛ-5» или «НДЛ-10» мы делали моторный катамаран, соединяя их поперечными досками.
Надувная лодка с подвесным мотором обладает хорошей проходимостью, легко управляется; на ней можно плавать по большим таежным и горным рекам, преодолевая многоводные пороги с высотой вала до 1—1,5 м, мелкие каменистые шивера.
Раму несложно сделать даже в полевых условиях, на берегу реки или озера. При отсутствии шурупов и гвоздей доски рамы можно скреплять веревками, а также березовой или ивовой лозой.