Добавим, что члены комиссии считают целесообразным в связи с распространением двухкорпусных судов включить в программу подготовки яхтенных рулевых раздел «Особенности управления судами новых типов». Аварийная комиссия предлагает разобрать случай гибели катамарана «Стар» во всех яхт-клубах, обратив особое внимание на меры безопасности при плавании в сложных метеоусловиях.
Аварийная комиссия Федерации Парусного спорта Латв. ССР произвела расследование причин аварии и гибели в Рижском заливе 22—23 июля 1970 г. крейсерского парусного катамарана «Стар», построенного на верфи рыбколхоза «Царникава» в июле 1970 г. (водоизмещение 2,5 тонны; парусность 40 кв. метров).
Членами комиссии были изучены документация по конструкции и испытаниям головного судна серии, объяснительные записки командира группы судов — конструктора судна т. Эглайса А. и капитана судна т. Хейдеманиса В., заслушаны их показания, а также опрошены члены экипажей.
Члены комиссии произвели испытательный выход на головном судне серии «Гауя» с целью проверки указанных в приемном акте его мореходных качеств.
Комиссией установлено следующее: 22 июля 1970 г. группа судов в составе крейсерских катамаранов «Каупо» (капитан В. Эглайс), «Гауя» (капитан А. Эглайс) и «Стар» (капитан В. Хейдеманис) вышла из устья р. Гауя в Рижский залив. Для «Стара» — нового судна типа «Гауя» — это был первый, испытательный выход. Целью похода, кроме испытаний, был переход в порт Рига для подготовки судов к дальнейшему спортивному плаванию. Какого-либо специального разрешения на выход судов получено не было. В рыбколхозе «Царникава», где строились «Гауя» и «Стар», отсутствует портпункт и какой-либо контролирующий плавание судов орган.
Старшим группы судов считается яхтенный капитан А. Эглайс — конструктор «Гауи» и «Стара». Им и был приглашен капитаном на вновь построенный «Стар» яхт. капитан В. Хейдеманис. Тов. Хейдеманис В. имеет опыт плавания на яхтах в качестве члена экипажа, штурмана, второго рулевого и помощника капитана на килевых судах и катамаранах. Полноправным капитаном судна т. Хейдеманис был назначен впервые. На швертботах он никогда не плавал. Он знаком с особенностями остойчивости катамарана, в отличие от килевых яхт и швертботов. Какой-либо предпоходный инструктаж с ним не проводился.
Кроме капитана, в команде «Стара» были два человека, имеющие квалификацию яхт. рулевых 1 и 2-го класса, и двое, не имеющих яхтенной квалификации, но имеющих опыт плавания на яхтах.
По своей яхтенной квалификации и опыту плавания капитан и экипаж могли быть допущены к управлению данным судном при плавании по данному маршруту р. Гауя — р. Даугава (10 морск. миль по Рижскому заливу) в нормальных условиях.
Крейсерский катамаран «Стар» по данным испытаний головного судна, а также по представленным конструктивным чертежам и диаграммам остойчивости являлся достаточно мореходным судном для плавания в Рижском заливе в нормальных условиях (при ветре до 7 баллов). Остойчивость судна позволяет ему выдерживать, не теряя мореходности, и более сильные ветры (до 9 баллов), но при условии уменьшения парусности, балластировки судна и выбора курсов относительно ветра. Однако, так как катамаран не является килевой яхтой, остойчивость его требует в этих условиях постоянной бдительности и высокой квалификации экипажа. 40 метров полной парусности судна при водоизмещении 2—3 тонны не являются чрезмерными. Судно на всех курсах хорошо слушается руля и устойчиво па курсе, при увеличении крена не имеет стремления приводиться и остается послушным рулю. Благодаря большой ширине судна размещение экипажа на наветренном корпусе значительно увеличивает восстанавливающий момент. Теоретические выкладки и обоснования подтверждаются большим опытом плавания на головном судне этой серии.
Около 14 часов 22 июля суда вышли в залив при береговом (южном) ветре силой 3—4 балла и легли в бейдевинд левого галса курсом на устье р. Даугава. На «Старе» руль был передан т. Упманису, не имеющему яхтенной квалификации. Капитан судна т. Хейдеманис был занят выяснением причин чрезмерного, по его мнению, изгиба верхней части мачты, на что он обратил внимание идущего рядом на «Гауе» А. Эглайса. Вновь вооруженная мачта требовала к себе повышенного внимания. Тем не менее, капитаном было замечено на ветре грозовое облако, которое увеличивалось и приближалось. Ветер зашел к западу, и суда соответственно изменили курс, оставаясь бейдевинд левого галса. Хотя ветер постепенно свежел и капитан «Каупо» повернул на правый галс, приглашая знаком следовать за собой к берегу, «Гауя» и «Стар» остались на прежнем галсе. Капитан «Стара» не усмотрел в увеличении грозового облака непосредственной опасности шквала и никаких мер по подготовке к встрече его не принял. На руле оставался неопытный рулевой, шкоты были закреплены на утках, люди на фалы посланы не были и наблюдение за поверхностью моря усилено не было. Сам капитан находился на палубе, в районе мачты. На наветренном борту находились два члена экипажа из пяти.
Порыв ветра явился полной неожиданностью для капитана и экипажа. При переворачивании судна не успели ни положить руль на ветер, ни отдать шкоты, ни, тем более, убрать паруса. Каких-либо команд к этому капитаном подано не было, а резкое увеличение крена не вызвало должной реакции у неопытного рулевого.
Капитан «Стара» оценивает силу шквала в 20 м/сек, капитаны других катамаранов ограничивают ее 15— 16 м/сек.
Под действием ветра катамаран быстро перевернулся мачтой вниз. Оказавшиеся в воде люди взобрались на сетку перевернутого судна. Вскоре подошел (под стакселем) «Гауя» и, хотя ветер еще не ослабел, с третьего захода подал швартов. Руководство спасением принял на себя А. Эглайс. По его команде оставили «Стар» члены экипажа и капитан. Им было утверждено решение капитана «Стара» не отдавать с перевернутого судна якоря, что и послужило в дальнейшем причиной выбрасывания судна на берег и его гибели.
Не получив ответа от стоящих в 3—5 милях на рейде судов на свои сигналы бедствия (ракеты и фальшфейеры), А. Эглайс, взял, по его словам, пеленги маяка и буя № 1, решил оставить «Стар» и идти в Ригу за помощью. Однако в связи со свежей погодой (6—7 баллов) получить помощь удалось только через 20 часов, когда на поиски «Стара» вышел в море буксир «Такиль», но катамарана на месте не оказалось и поиски его были прекращены.
Через 28 часов, 23 июля корпуса «Стара» были выброшены на берег в 1,5 милях к северу от гав. Скульте.
Корпуса имеют пробоины и разрушения в таких размерах, что восстановление их в условиях верфи нецелесообразно. Мостик и рангоут разрушены полностью. Грот не найден. Находящиеся на судне документы и имущество погибли.
Выводы:
Причинами переворачивания и гибели крейсерского парусного катамарана «Стар» явились:
1. Отсутствие всякой организации выхода в плавание парусных судов из гавани рыбколхоза «Царникава» в условиях неблагоприятного метеопрогноза.
2. Предоставление для испытательного похода нового судна в командование человеку, не имеющему опыта командования подобными судами и не получившему инструктажа по вопросам остойчивости в сложных метеоусловиях.
3. Отсутствие инструкций по эксплуатации судов типа «Гауя».
4. Упущения капитана судна т. Хейдеманиса В. в вопросах организации наблюдения за метеообстановкой при наличии явной угрозы возникновения шквала и непринятие им мер, требуемых морской практикой по подготовке к встрече шквала и по сохранению остойчивости во время шквала.
5. Ошибочное решение старшего группы судов т. А. Эглайса и капитана «Стара» не отдавать якоря с перевернутого судна, что позволило ему дрейфовать 15 миль и быть выброшенным на берег.
6. Штормовые условия погоды в данном районе, не позволившие начать своевременный поиск перевернутого судна и оказание ему помощи ранее чем через 20 часов.