Я эксплуатирую на «Казанке» два мотора «Москва», которые установил на общем выносном кронштейне. Мои товарищи по стоянке говорят, что моторы нужно разнести как можно больше по ширине лодки или установить перегородку между винтами и тогда скорость лодки увеличится. Так ли это? Каково оптимальное расстояние между моторами?
Практика судостроения показывает, что гребные винты, установленные в одной плоскости, работают нормально, если минимальное расстояние между концами их лопастей составляет около 15% диаметра винта D. Соответствующее расстояние между валами должно быть не менее 1,15D). Однако для подвесных моторов это расстояние оказывается критическим, так как при повороте моторов вихри с лопастей наружного по отношению к циркуляции лодки винта попадают на лопасти внутреннего (расстояние а2 — см. схему — всегда меньше, чем a1).
Поэтому расстояние между осями подвесных моторов рекомендуется принимать не менее 1,4 D. Для «Ветерка» и «Москвы» это расстояние равно 370 мм, для «Вихря» — 420 мм.
Разносить же моторы шире, чем на 500 мм, не имеет смысла, Более того, на лодках со значительной килеватостью, которые дают заметный крен на циркуляции, близкое к борту расположение мотора окажется причиной прорыва воздуха к винту и, как следствие, работы мотора «в разнос» и потерн управляемости лодки. Никаких разделительных пластин между винтами при соблюдении указанных расстояний устанавливать не надо.