С большим интересом читал подборку материалов в №116 «Что такое — хорошая морская практика?». Мне кажется, проблема заслуживает обсуждения, так как у каждого читателя-яхтсмена или моряка есть свои взгляды, свои примеры и своя точка зрения.
К примеру, можно ли считать это понятие самостоятельным определением, или это производное от какого-либо более всеобъемлющего понятия? Можно ли предположить, что понятие «хорошая морская практика» является одним из элементов общей морской культуры?
Автор статьи совершенно правильно считает, что хорошая морская практика — это не только пунктуальное выполнение требований уставов, наставлений, соблюдение технических условий ГОСТов и Регистра, местных портовых правил и особенно местных обычаев, приобретших силу закона, и т. п. В это понятие входят своевременные разумные действия в экстремальной обстановке, даже проявление определенной доли риска, оправданного расчетом. Короче, не только то, что определено рамками параграфов и статей, обязательных к исполнению, но и использование положительного опыта, накопленного нашими предшественниками.
В 1917 г. между капитанами паровой яхты «Астарта» и финского каботажника «Куула» возник конфликт. Небольшой каботажник местных линий «Куула» выходил из стесненной гавани завода Крейтон в Гельсингфорсе. Из-за частых реверсов малосильный двигатель заглох и восьмибалльный прижимной ветер навалил «Куула» на «Астарту», стоящую у причала завода. При этом на обоих судах не было особых повреждений и они остались стоять сравнительно спокойно ошвартованные лагом. Тем не менее, капитан «Куула» решил поскорее отойти от слишком презентабельного соседа и подозвал проходящий буксир. При попытке отойти от «Астарты» яхте были нанесены повреждения: выдавлено три бортовых иллюминатора, сорван краснодеревый планширь, погнут фальшборт и сделаны две вмятины в наружной обшивке. Дальнейшие попытки отойти от борта были прекращены вмешательством капитана «Астарты» Н. А. Сакелари — известного моряка.
Когда раздосадованный капитан «Куула» явился к Н. А. Сакелари с повинной и просьбой, не возбуждая претензии, свалить все на «непреодолимые силы стихии», тот вынес следующее заключение. При первичном навале можно принять во внимание сильный прижимной ветер, стесненность маневрирования и выход из строя газолинового двигателя, поэтому никаких претензий к капитану «Куула» не может быть. Но безрассудная попытка с неработающим двигателем отойти от борта яхты является свидетельством полного пренебрежения правилами хорошей морской практики, свидетельством профессионального невежества Ошибке, допущенной повторно, была дана иная оценка и, конечно, более строгая — предъявлен иск.
В данном примере ни одно из действий капитана «Астарты» и, тем более «Куула», не закодировано статьями или параграфами. Здесь действовали законы «хорошей морской практики».