Звезда первой величины — так называли журналисты «Крузенштерн» во время визита его в порты Канады. А после окончания трансатлантической гонки Канада — Европа отметили, что великолепный парусник под советским флагом оправдал самые лестные их эпитеты: четырехмачтовый барк стал победителем завершающего этапа Операции Парус-84 в классе А — классе «толшипов».
Зима в прошлом году отступала медленно. Капитан Г. Коломенский и экипаж «Крузенштерна» стремились в море, и не без основания: приглашение принять участие в трансокеанских гонках приходит не так уж часто. Ледовая же обстановка не позволяла провести ходовые испытания механизмов судна, стоящего в ремонте на Кронштадтском морском заводе. И когда стало ясно, что к старту первой гонки барк не успевает, было принято решение после ходовых испытаний и приема курсантов следовать прямо в Канаду — в Галифакс, чтобы принять участие в юбилейных торжествах, посвященных 450-летию первого плавания француза Жака Картье в Канаду, и з третьей гонке — на Европу.
В порт Галифакс «Крузенштерн», форсируя парусами и подрабатывая машиной, пришел 9 июня, успев к началу важнейшего мероприятия — праздничного парусного фестиваля.
Во время океанского перехода Таллин — Галифакс экипаж и курсанты усиленно готовились к выступлениям на берегу: проводились репетиции коллективов художественной самодеятельности, тренировки спортивных команд, подготовка гидов-экскурсоводов. И надо сказать, эта большая работа, в частности — подготовка гидов, оказалась как нельзя кстати. Достаточно упомянуть, что при посещении портов Канады (Галифакс, Гаспе, Квебек, Порт-Альфред, Сидни) и Англии на борту советского парусника побывало 27 тысяч посетителей! Среди них был и премьер-министр Канады Пьер-Эллиот Трюдо.
Успех выступлений самодеятельного ансамбля, одинаково хорошо исполнявшего популярные старинные и современные советские песни, был просто потрясающим. А победа советских моряков (2:1) в футбольном матче между сборной «Крузенштерна» и сборной журналистов, освещающих в печати, на радио и телевидении ход международного фестиваля парусов под эгидой СТА (Союза учебных парусников), стала сенсацией.
«Иктерченч» — обязательнее мероприятие, проводимое организаторами встречи парусных учебных су-доз мира. Каждое из них, по условиям программы Операции, на переходе Галифакс — Гаспе должно было принять на борт группу молодежи с других судов — участников фестиваля. Обычно «Крузенштерн» — самое крупное парусное судно, участвующее в этих мероприятиях СТА с 1974 г., принимает самую большую делегацию гостей. Курсанты многих стран уже совершали на борту советского барка переходы. На этот раз жребий выпал группе молодых англичан и голландцев. И вот они появились в кубриках «Крузенштерна», жили бок о бок с советскими курсантами, вместе с ними тянули снасти, ставя паруса, работали на шкотах и брасах при поворотах. За лучшее проведение интерченча «Крузенштерн» был награжден специальным призом.
По окончании программы юбилейных торжеств началась подготовка к старту очередной, третьей гонки — трансатлантической «гонки возвращения». Основной части флота участников предстояло вернуться к портам приписки.
В туманный маловетреный день 11 июля у канадского порта Сидни был дан старт. В «старшем» классе толшипов с «Крузенштерном» вели спортивную борьбу такие известные а морском мире парусники, как португальский барк «Сагреш», барк «Горх Фок» из ФРГ, колумбийский барк «Глория», польский фрегат «Дар млодзежи». Каждый из участников гонки стремился к победе. Успех, однако, сопутствовал советскому учебному паруснику: на финише в Ливерпуле он был первым.
Поначалу гонка складывалась не в нашу пользу: на старте более легкие на ходу суда-соперники ушли вперед, скрывшись в тумане. Но гонка в океане на столь длинной дистанции — это жестокая проверка морской выучки, экзамен всего коллектива на выносливость, упорство, волю к победе. На протяжении многих дней и ночей работа экипажа подчинена одной цели — идти наивыгоднейшим путем с максимально возможной скоростью. И случайностей в подобных гонках не бывает — знаю это по собственному опыту.
443 часа 53 минуты: с таким временем «Крузенштерн» выиграл трансатлантическую гонку Сидни — Ливерпуль и завоевал «Кубок мира», учрежденный портами Канады. Все курсанты и моряки были награждены золотыми медалями.
Стоит, наверно, напомнить, что происходило это в «юбилейном» году. Ведь впервые советские парусники приняли участие в Операции Парус ровно десять лет назад. В 1974 г. регата была посвящена 30-летию Польской Народной Республики. Маршрут гонок пролегал в Балтийском море — от Копенгагена до Гдыни. В этих соревнованиях участвовало 37 судов, о том числе 6 крупных парусников класса А с прямым вооружением. «Крузенштерн» не занял в тот год первого моста, так как ни маршрут, ни ветер не способствовали этому. Но за активное участие во всех мероприятиях Операции Парус-74 главный приз фестиваля парусов — серебряная модель «Катти Сарк» — была вручена нашему судну.
Сейчас советский парусник, хорошо известный по обе стороны океана, вновь с курсантами на борту находится в учебном плавании.
Счастливого тебе плавания, «Крузенштерн»!