Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Прочие истории
  • 1985 год
  • Истории: Маркизова лужа, первая электростанция, Крымская война
Краткое оглавление
Откуда идет Маркизова лужа? Первая в Петербурге Несостоявшийся завтрак


Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Первые страницы истории Советского парусного спорта
Страницы истории парусного спорта
Цифры и факты из истории парусного спорта в Петербурге
Первая Полярная парусная регата 1967 года
Первая советская яхта — «однотонник»
Первая цельносварная мотолодка «Янтарь»
Шарон Эдамс — первая женщина, покорившая океан
Из истории речного транспорта Ленинграда
Первая гонка советских водно-моторников
Шайтан-каюк на Амударье — из истории нашего катеростроения
Первая помощь утопающему на воде
Десять крупнейших в истории парусных судов
Страницы истории «Красного вымпела»
Изготовлена первая опытная партия моторов «Турист»


Истории: Маркизова лужа, первая электростанция, Крымская война

Год: 1985. Номер журнала «Катера и Яхты»: 115
          0


Откуда идет Маркизова лужа?


Один из бежавших от революции французских аристократов маркиз Жан-Франсуа де Траверсе обосновался в России и, более того, будучи принят на службу в наш гребной флот капитаном, сделал невероятную для иноземца карьеру — дослужился до адмирала и стал морским министром.

Плохой моряк, адмирал де Траверсе был опытным царедворцем и блестящим дипломатом. Для характеристики приведем высказывание одного из Деятелей прошлого века. «В действиях маркиза господствовало желание произвести эффект и поразить государя». Можно считать де Траверсе основоположником того, что ныне коротко называется «показухой». Он организовал рекордную постройку 74-пушечного корабля «Три святителя» за 8 мес. вместо обычных трех лет, приостановив работы на всех других судах. Он приказывал красить только тот борт, который виден с берега. Для выхода в море корабля приказывал собирать на него мачты с других, оставляя их невооруженными на всю навигацию. А главное, чем он прославился, была «неуместная экономия, весьма дурно влиявшая на дух подчиненных и возбуждавшая в них справедливое негодование». С целью сбережения средств было предписано, в частности, ограничить район плавания Балтийского флота восточной частью Финского залива, что и дало основание назвать ее Маркизовой лужей, флот стоял и гнил. И среди моряков распространялся слух, что под давлением Англии решено флот уничтожить и это тайное решение проводилось в жизнь злополучным маркизом.

Первая в Петербурге


Оказывается, первая в Петербурге электростанция была плавучей. Еще в 1879 г. на площади у Александрийского театра П. Н. Яблочков демонстрировал собравшимся «мгновенное зажигание и тушение» четырех электрических фонарей. А каждый вечер петербуржцы толпами собирались у дома № 36 по Литейному, где жил изобретатель: их удивляли фонарь у ворот и залитые светом окна его квартиры.

Через два года «Товарищество электрическое освещение Яблочков и Ко» предложило городской управе устроить на свои средства электрическое освещение Невского проспекта — от Большой Морской до Фонтанки. Отцы города, «заподозрив неладное» в таком бескорыстии не смогли найти места для сооружения электростанции. Выделили было участок на Казанской площади, но тут же решительно запротестовало духовенство. Пришлось оборудование (на 35 кВт) смонтировать на барже, причаленной к набережной реки Мойки в 25—30 м ниже Полицейского моста. Произошло это в 1883 г.


Несостоявшийся завтрак


Эта война известна под названием Крымской, однако военные действия велись не только на Черном море. 31.V 1854 г. в Финский залив вошла мощная английская эскадра (13 винтовых и 6 парусных линейных кораблей, 23 пароходо-фрегата) под флагом вице-адмирала Непира, полный титул которого (граф де Понзо Сан-Винцент и т. д.) был украшен названиями многих взятых крепостей и выигранных морских баталий.

12.VI его эскадра была усилена 20 французскими кораблями (в том числе 6 паровыми). Теперь перевес в силах над русским чисто парусным флотом был таким, что адмирал мог приступать к решительным действиям, не сомневаясь в успехе. Непир уже предвкушал, как поднимает британский флаг над сдавшимся Кронштадтом, затем повелевает сжечь его и сравнять руины с землей и, не теряя времени, нацеливает следующий удар в беззащитное сердце империи. Адмирал гордо заявил, что «завтракать будет в Кронштадте, а обедать — уже в Петербурге»! Ведь Кронштадт, по меткому выражению Фридриха Энгельса, был тогда «ключом русского государства».

14.VI англо-французская эскадра появилась в виду Кронштадта. Союзники начали с обстоятельных рекогносцировок и промеров глубин, и с каждым часом уверенность их в легкой победе стала таять. Неожиданно для себя обнаружив «чрезвычайную мощность обороны крепости» Непир так и не рискнул штурмовать ее, а через шесть дней... увел свои корабли к Сескару. Кронштадтские жители распевали тогда песенку: «Берегись, хвастун Непир!» А в последние дни «стояния союзников» у петербуржцев было модно выезжать к Ораниенбауму посмотреть дымы пароходов и лес мачт неприятельского флота.

Лорды Адмиралтейства не смогли понять Непира и сурово осудили его нерешительность. Флагманом стал другой адмирал — Дондас, однако и его действия в следующую навигацию были нисколько не более удачными.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Два драматических эпизода из книги «В одиночку против Атлантики»
Первое дальнее плавание под советским флагом
Плавание на яхте «Сахалин» вокруг острова Сахалин
На шхуне «Светлана» из Петропавловска во Владивосток
Поход «Север-84» в честь 40-летия великой победы
Подборка газет о становлении советского парусного и водно-моторного спорта
На мотолодке «Гриф» по речке Уда до Охотского моря
Английский яхтсмен Джон Риджуэй в безостановочной кругосветке
Воспоминания Сергея Степановича Воркова об обороне Севастополя
Передислокация флотилии на территорию Польши — в бассейн Вислы
Поход ленинградских студентов по местам боевой славы «Север-84»
Как был создан подвесной лодочный мотор
Этапы развития швертбота-двойки «Летучий Голландец»
Оружие победы: реактивные снаряды на флоте
Замечательном плавании шхуны «Хеда»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Истории: Маркизова лужа, первая электростанция, Крымская война

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Старейший яхтсмен Латвии Евгений Вячеславович Канский
Заслугой флота в победе Великой Отечественной Войне
На парусной доске по периметру Азовского моря
Путешествие вокруг света на спасательном боте в одиночку
Советскому «большому» судостроению исполняется 60 лет
В разведку идут буера (во времена блокадного Ленинграда)
Воспоминания А. Астратова о буерах на Дороге жизни
Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» на Операции Парус-84
Заметки А. Ильичева о плаваниях группы испытателей-добровольцев
Судно-памятник баркентина «Кронверк» у Петропавловской крепости
Рейс «Эльдорадо» на моторных лодках по Южной Америке
Книга о флотских традициях «Так повелось на флоте...»
Плавание к кромке люда Ледовитого океана на яхте «Соловки»
Волжские страдания или затея энтузиастов студии телевидения
Переход через Атлантический океан на «парусной доске»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 47 + 27 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории