Печатаем небольшую подборку заметок из газет (в основном ленинградских) 1934 года. Это был период становления советского парусного, гребного, водно-моторного спорта. Все делалось впервые.
14 июля: «На Петровском острове в Ленинграде начаты работы по постройке крупнейшего в СССР яхт-клуба. В яхт-клубе будет сосредоточен весь моторный, моторно-парусный и гребной флот Облпрофсовета и союза машиностроения. На территории яхт-клуба будет построен гимнастический городов и целый ряд физкультурных площадок. Здесь же будет выстроен эллинг для ремонта судов.
Яхт-клуб оборудуется по последнему слову техники. В строительство вкладывается 2 млн. рублей».
26 июля, Казань: «В Казани начата подготовка к проведению впервые в мире своеобразного перелета воздушного поезда. В Москву из Казани, через Горький, вылетит гидропланер на буксире у глиссера с воздушным винтом. Перелет организуется ко Дню авиации».
9 октября, Ленинград: «Вернулись участники военизированного шлюпочного похода Ленинград — Москва, стартовавшие у Аничкина моста 31 июля. Путь продолжением 2500 км, проходил по старой давно заброшенной Тихвинской системе, по рекам Нева, Сясь, Тихвинка, Чагодоща, Молога, Волга, Ока, река Москва. Итого было пройдено девять рек и семь озер. Маршрут был выбран с целью изыскания ближайшего водного пути из Ленинграда в Москву, который бы позволил разгрузить Мариинскую систему.
Вот что рассказали участники — 8 ударников-осоавиахимовцев, работающих на ф-ке им. Петра Алексеева, под командой командира т. Голебцова Н. К. в помполита Климашевского А. П. (гребцы: Сидоркин, Протасов, Парфенов, Алексеев, Иванов, Лесков):
— Путь, несмотря на исключительно тяжелые условия, в которых проходил поход (мелководье, неисправность шлюзов, перетаскивание тяжёлой шлюпки на плечах через неработающие шлюзы и т. д.), пройден за 60 суток. Трудящиеся красной столицы устроили нам теплую встречу. Мы осмотрели метрополитен, Третьяковскую галерею и др. достопримечательности, Мы беседовали с председателем ЦС Осоавиахима и вручили рапорт генеральному секретарю ЦК комсомола т. Косареву.
Мы выдвигаем новый проект кругосветного похода на парусно-моторном боте с целью установления рекорда на мировых водных пространствах, пропаганды достижений советского пролетарского спорта и идей )юрской спартакиады».
18 мая, Ленинград: «В жаркую летнюю погоду приятно на лодке выехать далеко на залив, дышать всей грудью свежим живительным воздухом Балтики, выкупаться. А зарядившись, с утроенной бодростью встать утром и с новыми силами приняться за работу.
Да, вот за маленьким только дело: выехать не на чем.
Лодок мало. Лодок не хватает. А единственная у нас ф-ка им. Каракозова не хочет восстанавливать лодочное производство, предпочитая более выгодное производство мебели, лыж и прочего «спорт-ширпотреба». Пора, наконец, понять, что и лодки должны стать ширпотребом, чтобы физкультурник, желающий иметь лодку, мог ее приобрести».
2 октября, «Хабаровск, 30 (РОСТА). В 4 часа вечера к спортивной пристани «Динамо» причалила лодка с четырьмя участниками исключительного шлюпочного похода — бойцами Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии.
Поход начался 24 июня и проходил по маршруту: Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — река Амгунь — река Нимая — река Бурея — Амур — Хабаровск. Продолжался он больше трех месяцев. Шлюпочники прошли 3100 километров большею частью по совершенно неизведанным местам. Участники похода бодры, здоровы».
9 мая, Ленинград: «Межсоюзная школа парусного спорта готовится к летнему сезону. В мае должно быть спущено на воду 46 судов. В настоящее время ремонт четырех специально гоночных яхт уже закончен.
В этом году будут спущены на воду две большие парусно-моторные яхты, построенные бригадой специалистов деревянного судостроения под руководством известного знатока парусного дела Н. 10. Людевига. До сих пор в СССР такие яхты не строились».
2 октября, Москва: «Производство глиссеров в Союзе дело новое и молодое. Но недавно организованный экспериментальный завод Лесосудомашинстроя уже разработал и выпускает сериями целый ряд конструкций советских глиссеров с воздушным винтом.
Глиссер «ОСГА-21» приспособлен для работы в дальних районах севера. Он может сделать рейс до 800 км, берет 12 пассажиров и развивает скорость 60—65 км/ч.
Заводом разработаны и другие конструкции. Наиболее интересный — «ОСРА-9». Это 25-местный пасс, глиссер, при полной нагрузке дающий 72 км/ч. Эти глиссеры уже работают на постоянных пассажирско-почтовых линиях на Оке, а также на реке Бурея.
Сейчас завод конструирует глиссеры и с водяным винтом. Они чрезвычайно просто управляются и дают большую экономию в эксплуатации.»
18 мая, Ленинград: «Когда человек выезжает на середину большой реки, берега становятся смутными и далекими — он чувствует себя немного Магелланом и слегка челюскинцем. Он торжествует маленькую победу над стихией. Представьте теперь, что вы выехали не на простой лодке, а на моторной. Вы должны чувствовать себя хозяином — покорителем стихии. Потому что в ваших руках — мотор, совершеннейшее произведение человеческой мысли.
Ленинградцы не представляют себе этого чувства, они не испытывали его: все профсоюзные физкульт-организации города располагают 12 моторными катерами! Промкооперация, располагающая довольно значительным парком спортивных судов, не имеет ни одного моторного. Как будто лучше дела в автомотоклубе Автодора: наличный парк мотосудов состоит из 5 катеров (3 из них требуют ремонта)».
18 мая, Ленинград: «В 1932 г. первый подвесной мотор построил Балтийский з-д, в следующем году была выпущена партия в 25 моторов. Они маломощны, недостаточно экономичны и при всем том... несуразно дороги, т. к. строят их кустарным способом. Через 1,5 года после триумфального появления первого мотора во главе колонны балтийцев на октябрьской демонстрации руководство не имеет твердого мнения о дальнейшей судьбе их производства, а общественные организации, в том числе комсомольская, моторами не интересуются.
Производит подвесные лодочные моторы (155 штук) и «Судомех», они родственны балтийским и по типу и по цене. Но найдутся ли организации, которые пожелают отвалить 5000 рублей за 4-сильный мотор?»
20 октября, Ленинград: «Осоавиахимовская организация Сев. Судостроительной верфи организовала большой 6000-километровый поход гребной шестерки по маршруту Ленинград — Ладожское озеро — Волхов — Ильмень — Ловать — Зап. Двина — Березина — Днепр — Одесса — Ялта — Батум. В шлюпочном походе участвовали семь ударников — осоавиахимовцев под командой т. А. Карпова: Скворцов, Суворов, Малинин, Репников, Трофимов, Левшин, Васильев.
Задолго до начала похода в морских кругах обсуждался вопрос — можно ли пройти на шлюпке путь из Ленинграда в Батум по рекам и Черному морю. Теперь в этом нет никаких сомнений. 18 октября в Ленинград возвратились участники этого героического похода на шлюпке. Они рассказывают:
— Около 200 км пришлось покрыть волоком: ввиду обмеления рек кое-где везли лодку на телегах. На Ловати особенно мешали заломы сплавляемого леса. Буквально приходилось идти по плывущим бревнам, где багром, а где просто, бросаясь в воду и раздвигая руками дрова и бревна. На Ульянке пятеро по очереди тянули лодку веревкой, двое шли впереди в качестве топорников, расчищая и прорубая в кустарнике тропу.»
Трудно было и в море, в Севастополь мы пришли с 6-балльным ветром.
У Новороссийска захватил норд-ост: прошли около 100 миль за двое суток. Затем попали в полосу смерчей. Уходя от одного из них, мы были вынуждены выброситься на берег. Эта рискованная в морской практике операция прошла для нас сравнительно благополучно, аварию ликвидировали своими силами.
В пути была развернута массовая работа. Мы доставили эстафету н вызов на соревнование рабочим Днепровского комбината и новороссийских цементных заводов, ознакомились с огромными достижениями индустриализации, с победами колхозного строя. Мы получили прекрасную морскую практику и закалку, окрепли и поправили здоровье.»
9 июля, Ленинград: «Сегодня в 6 час веч., от Межсоюзной школы морского спорта уходят в плавание вокруг Скандинавии большие советские яхты, недавно спущенные на воду — «Ударник» и «Пионер». Яхты двухмачтовые, водоизмещением в 40 т. На случай штиля имеются моторы по 30 лош. сил.
Финляндия, Швеция, Эстония, Дания, Норвегия — таковы те страны, мимо которых проплывут рабочие — яхтсмены. Через Финский залив, через норвежские шхеры, пересекая Полярный круг, обогнув самый северный европейский мыс Норд-Кап, две белогрудые советские яхты войдут в Кольский залив.»
14 сентября: «К пристани яхт-клуба Облпрофсовета с торжественной медлительностью подои,: «Ударник», а за ним его точная копия — «Пионер». Это было в 6 ч. вечера 12 сентября, через 2 мес. и 4 дня со дня отплытия яхт в заграничный поход. Даже буржуазная печать не могла скрыть прекрасного впечатления, которое производили советские физкультурники и их красавицы-яхты. Рабочие судоверфи могут гордиться своими первенцами.