В «Комсомольскую правду» осенью 1937 г. поступило сообщение из Астрахани. В нем командир перехода рассказывал о том, как он с двумя товарищами Рогинским и Покровским совершает плавание через три моря и три реки. Поход они посвятили XX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Ниже мы перепечатываем заметку, которая появилась в газете 21 сентября.
Маршрут, которым прошли спортсмены, довольно труден, и, пожалуй, его с тех пор никто еще не повторял.
К сожалению, нам не удалось найти другие заметки, сообщавшие об этом путешествии.
Предоставляем слово А. Горобцу — в те годы технику Киевского железнодорожного узла.
«Мы наметили такой маршрут для нашего перехода на байдарках: вниз по Днепру, через Лиман в Черное море, вокруг Крымского полуострова, через Керченский пролив, Азовское море, потом вверх по Дону до Калача, затем — сухой перевал в Сталинград, вниз по Волге и, наконец, по Каспийскому морю. Финиш — в Баку.
Для перехода были построены байдарки из прочного дерева. Пристроили к ним рули. Поставили мачты для парусов. Сиденья закрыли брезентовыми фартуками от волн. На таких байдарках мы, трое физкультурников — железнодорожников Киевского узла, отправились в переход Киев — Баку.
Днепр прошли за 12 ходовых дней, делая в день по 85 км. Большую часть пути шли на веслах.
Дул встречный ветер, достигая 6—7 баллов. Байдарки бросало, как щепки, волны перекатывались через верх. Затем ветер резко изменился. Мы подняли паруса (при больших волнах лучше идти под парусом). К шлюзам Днепра подошли мокрые и усталые.
Из Херсона через Лиман вышли в море. Лиман также встретил нас неприветливо — большой зыбью и встречным ветром.
Из Очакова нам надо было переброситься на Кинбурнскую косу. На берегу собрались моряки и рыбаки. Они не верили, что на таких «посудинах» (так они называли наши байдарки) мы выйдем в море, да еще в такую погоду. Давали советы, отговаривали: ветер дует с Лимана в море, нам он ударит в бок... Зачем рисковать? Но мы все же подняли паруса. Байдарки вздрогнули и понеслись, рассекая волны. Ветер свищет, волны одна за другой перекатываются прямо через голову.
Зашли в Перекопский залив. Осмотрели места боев с белыми, беседовали с участниками и очевидцами боев. Идем северной стороной Крымского побережья. Берега крутые, пристать нет возможности. Внезапно налетает шторм. Вода заливает байдарки, ежеминутно грозит опрокинуть нас в море. Один из участников перехода, т. Покровский, вырвался вперед. Его байдарку поднимает на гребень волны. Вот его совсем уже не видно, — он скрылся за горизонтом. Минут через тридцать мы увидели его на берегу. Со склона горы он подавал нам сигналы. Оказалось, что его вышвырнуло из байдарки на расстоянии трехсот метров от берега. Он вплавь добрался до берега, а байдарку его выбросило прибоем. Целые сутки просидели на косе в ожидании погоды...
Ночью в Ак-Мечети нас радушно встретили пограничники. Впереди — за 40 км — Тарханкутский маяк. Рано утром спешим пройти опасные берега высотой до 40 м. Они обрывами уходят в глубь моря. В гротах целыми стаями живут морские птицы.
В Евпатории остановка на отдых. Прошли мимо красивейшего южного берега Крыма — от Севастополя до Феодосии.
Азовское море имеет сравнительно небольшую водную площадь, но часто бывает очень грозным и неспокойным. Среди скал кишат целые стаи водяных змей. При виде человека они вытягивают шеи высоко над водой. Говорят, что укусы этих змей опасны для жизни человека.
Вдали виден Бердянск. Море начинает «играть». Волны увеличиваются. Боковой ветер, очевидный шторм!.. Но идти нужно, и мы, подняв паруса, идем по направлению к маяку. Нас несколько раз заливает водой. С большим трудом причаливаем к пристани.
Трехдневный отдых в Ростове восстановил силы, и мы уже идем вверх по Дону, любуясь красивыми берегами. Привольно раскинулись станицы...
Под Цимлянской попадаем в ураганный ветер и грозу. Ветер вырывает из рук шкот, байдарки рывками несутся вперед. Расстояние в 10—11 км пролетели за 30 минут. Резкий поворот руля, и байдарка врезается в берег.
Остановка на день, и опять в путь — до Калача. Из Калача по суше переезжаем в Сталинград. Осматриваем город, знакомимся с историей героической обороны Царицына.
Мы продвигаемся вперед по Волге. Идут дожди. Ночами приходится кутаться в одеяла. Чтобы закалиться, мы купаемся — утром и вечером.
В среднем мы делали в день по 90 км.
Впереди — Каспийское море. В сентябре это море еще спокойно. Уверены, что к финишу придем раньше срока».