Поход организовали яхт-клуб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и Ленинградский кораблестроительный институт. Участвовало в нем около 100 спортсменов на семи крейсерских яхтах, одна из которых — «Тарпон» — пришла из Горького; ее экипаж составили студенты местного политехнического института. Среди яхтсменов были школьники и учащиеся ПТУ, преподаватели и рабочие, военнослужащие и научные работники. Желающих участвовать оказалось гораздо больше, чем могли вместить яхты, поэтому экипажи большинства судов полностью или частично заменялись в промежуточных пунктах захода (Вознесенье, Беломорске, на Соловецких о-вах).
Флагманом похода был мастер спорта контр-адмирал Э. С. Бородин — бессменный руководитель плаваний ленинградцев фарватерами славы, его помощником — мастер спорта капитан I ранга В. Н. Гриб, комиссаром — преподаватель ЛКИ Г. А. Петруша, комсоргом — аспирантка Ирина Дмитриева.
Из навигационного журнала флагманской яхты «Океан»: «23 июля, суббота, Ленинград. Снялись со швартовов и бочки. Следуем по маршруту очередного похода по местам боевой славы. В кильватер идут «Былина», «Вела-II», «Улисс», «Руслан», «Тарпон»; «Гея» на буксире за катером «Норд» ушла вперед».
Ладожское озеро встретило яхтсменов свежим ветром, высокой волной. И в тот же день состоялась первая их встреча с героическим прошлым — первая из многих, состоявшихся за этот месяц.
Проплывают по правому борту Кобона, Новая Ладога — памятные места, знакомые по воспоминаниям ветеранов.
Траверз маяка легендарного острова Сухо эскадра проходила кильватерной колонной. Экипажи выстроились на палубах, минутой молчания почтили память тех, кто в далеком 1942 году пал здесь смертью героев.
На этом месте моряки и летчики Ладоги разгромили немецкий десант, пытавшийся захватить Сухо и перерезать Дорогу жизни. Пользуясь плохой видимостью, 36 боевых кораблей тремя колоннами устремились к крохотному островку, поливая его огнем из двадцати 88-мм орудий и пулеметов. Защищала маяк трехорудийная батарея старшего лейтенанта И. К. Гусева. И пока не подошла помощь, 80 батарейцев штыками и гранатами сдерживали яростный натиск врага...
Дорога жизни в самые тяжелые дни блокады связывала осажденный город со всей страной. О ней написаны книги, сложены песни. По озеру удалось перевезти 2275 тыс. т грузов, эвакуировать около 1376 тыс. женщин, детей, раненых. Ладога! Это слово вселяло надежду в сердца защитников колыбели революции.
Пройдена «большая» трасса Дороги жизни. Теперь братские могилы и памятники рассказывают о жестоких боях в самом устье Свири. Здесь, у Верхнесвир-ского шлюза, яхты снова собираются вместе. Молодежь под залпы салюта из ракетниц опускает на воду венки в память моряков-ладожцев, погибших во время Свирско-Петрозаводской наступательной операции 1944 г.
Мощная, 20-километровой глубины, система обороны противника проходила тогда по правому берегу реки. Для поддержки наступательных действий нашей 7-й армии командование приняло решение нанести вспомогательный удар с озера — в районе р. Тулокса. 21 июня соединения армии при самой активной поддержке бронекатеров и тендеров форсировали Свирь, а днем позже, успешно совершив скрытный переход, 78 боевых кораблей Ладожской флотилии с боем прорвались к берегу и высадили десант — героическую 70-ю отдельную морскую стрелковую бригаду.
Моряки перерезали железную дорогу и шоссе, сорва-ли переброску вражеских резервов к месту главного удара. Сосредоточив артиллерию, тапки, бронепоезда, противник пытался сбросить десантников. В течение суток им пришлось отразить 20 атак! Под жестоким огнем корабли подвозили им боезапас и подкрепления. Артиллерия флотилии и авиация поддерживали морских пехотинцев. Бронекатера, пользуясь малой осадкой, подходили вплотную к берегу и в упор расстреливали врага...
Ночью 27 июля десант соединился с наступающими частями 7-й армии.
Указом Президиума Верховного Совета Ладожская флотилия за образцовое выполнение заданий командования при форсировании р. Свирь и прорыве сильно укрепленной обороны противника была награждена орденом Красного Знамени.
Плавание по Свири было непростым для яхт, имеющих большую осадку. По извилистому, стесненному каменистыми отмелями судовому ходу можно было двигаться только на буксире или под мотором. Любые попытки отклониться от створа заканчивались посадкой на мель. Поэтому благополучный приход в Вознесенье все экипажи восприняли с облегчением, хотя некоторые яхты прошли Свирь на буксире.
После небольшого отдыха эскадра под всеми парусами вышла на просторы Онеги. Погода благоприятствовала. Не прошло и суток, как Онежское озеро с его прозрачными водами, обилием рыбы и живописными берегами, заросшими высокими соснами, осталось позади. Показались створные огни входа в 227-километровый Беломорско-Балтийский канал — ББК. Сооружение его имело самое прямое отношение к истории Северного флота. Собственно, и начинался здесь флот с ББК.
1933 год был тревожным. На востоке бряцали оружием японские милитаристы, в Германии к власти пришел фашизм. Партия и правительство вынуждены были принимать дополнительные меры по укреплению границ. Тогда и решили часть боевых кораблей Балтики перевести на север. Терять время было нельзя, так что еще до официального открытия ББК в него уже вошел первый отряд — Экспедиция особого назначения № 1 в составе двух эсминцев, двух сторожевых кораблей и двух подводных лодок. Страна посылала на Север лучшее из того, что имела, — корабли, которые начала давать флоту отечественная промышленность. Первенцами советского кораблестроения были только что введенные в строй паротурбинные сторожевики «Ураган» и «Смерч», по вооружению превосходившие любые иностранные корабли близкого водоизмещения. «Декабрист» и «Народоволец» были новейшими подводными лодками, построенными по своему проекту и полностью из Своих материалов. На их серебряных закладных досках значились номера 1 и 2; это были первые лодки первой серии, положившие начало современному подводному флоту молодой Страны Советов. Прошли модернизацию и оба эсминца — «Урицкий» и «Куйбышев» («Новики» дореволюционной постройки).
В середине июля корабли ЭОН-1 прошли первый шлюз. А у последнего шлюза № 19, который открывал выход в Белое море, моряков встретил пароход «Анохин», на котором находились руководители партии и правительства. Здесь же, на причале, состоялся митинг. Наркоз! Ворошилов принял рапорт командира ЭОН-1. Выступивший перед моряками Сергей Миронович Киров ярко и образно рассказал о будущем советского Севера, о том, какое значение будет иметь флот для его обороны. 5 августа корабли пришли в Мурманск, где было объявлено о создании из них Северной военной флотилии. В сентябре эту флотилию усилили еще несколько кораблей (ЭОН-2), также пришедших в Белое море по ББК. Одновременно началось строительство города и главной военно-морской базы Полярное. А в мае 1937 г. Северная флотилия уже была преобразована в Северный флот, к началу войны представляющий значительную силу (15 новейших подводных лодок, 8 эсминцев, включая современные корабли типа «Гневный», 7 больших сторожевых кораблей и т. п.).
За подвиги моряков, за огромный вклад североморцев в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков Северный флот был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
«Канал-один! Канал-один! Ответьте яхтам!» — вызывает диспетчера первого шлюза штурман флагманской яхты. Диспетчер выходит на связь, назначает время приема эскадры. Канал работает практически без пауз. Шлюзы Повенецкой лестницы стоят тесно один к другому. В ночной темноте огни их камер светятся непрерывной цепочкой, подобно взлетной полосе аэродрома.
Здесь тоже шли смертельные бои. В ночь на 21 июня 1944 г. передовые части 313-й дивизии форсировали подступы к каналу, внезапным мощным ударом выбили противника из Повенца и двинулись к Медвежьегорску. Сейчас только мемориалы напоминают о событиях тех грозных дней. Яхтсмены возложили венки к монументу в честь освобождения «столицы канала» — Медвежьегорска, к памятнику бесстрашному герою-разведчику Кравченко.
На вопрос: «Какой день похода запомнился больше всего?» — все участники, не сговариваясь, отвечают: «31 июля». В вахтенном журнале «Океана» об этом дне рассказано коротко: «Экипажи на автомашинах прибыли на 9-й километр на могилу защитников ББК. Торжественный митинг».
Митинг этот, приуроченный к юбилею канала, действительно, был незабываемым. Собралось очень много народу, включая приехавших на праздник гостей Медвежьегорска, личный состав VI Атлантической экспедиции, представителей воинских частей. Прогремел мощный салют. Минутой молчания собравшиеся почтили память почти 3000 павших при защите проходившего здесь рубежа. Волнующими были выступления ветеранов — непосредственных участников сражения на карельской земле.
Яхтсмены были почетными гостями на торжественном заседании, посвященном 50-летию ББК, встречались2 с тружениками зверосовхоза «Повенецкий», Сегежского целлюлозно-бумажного комбината, портовиками и рыбниками, бывали в рабочих общежитиях и дворцах культуры, в пионерском лагере. В заключение последовал ответный визит: юные сегежцы приехали в гости, побывали на яхтах. Вечером, когда, отдав швартовы, эскадра отходила от причала, на берегу долго слышались пионерские песни: ребята не уехали, пока паруса не скрылись за мысом.
Из навигационного журнала «Океана»: «4 августа. Беломорск. 10.50. Вышли из шлюза № 19, легли на рекомендованный курс к Соловецким островам. В 23.50 вошли в бухту Благополучия, ошвартовались к плавучему причалу у кремля».
Жемчужиной Беломорья называют сегодня этот архипелаг, вызывающий чувство восхищения суровой красотой. Здесь не гремели бои — острова не попали в зону военных действий. Однако и здесь есть памятник павшим героям. Необычайный только тем, что ими были 14—15-летние мальчишки.
Участники митинга, собравшиеся у памятника погибшим выпускникам Соловецкой школы юнг Северного флота, созданной здесь в 1942 г., с особым волнением слушали выступление ленинградца мастера спорта яхтенного капитана Валентина Сергеевича Спиридонова, который сорок лет назад был воспитанником этой школы. В пятнадцать лет он занял боевой пост на торпедном катере Северного флота, не раз смотрел смерти в лицо, участвуя в морских боях. Он вспоминал о боевых друзьях, многие из которых не дожили до Победы — их имена навечно выбиты на памятнике.
Минута молчания. Громовой салют памяти юных героев — моряков Северного флота.
Через три дня часть эскадры посетила самый северный город Карельского Поморья — Кемь. Здесь яхтсмены встречались с рабочими местного порта и сплавщиками леса. Затем побывали они и у самой границы — были гостями воинов, несущих службу по охране северных рубежей Родины. Ленинградцы рассказывали о яхтенных походах по местам боевой славы, молодые пограничники — о буднях службы. Моряки-ветераны из числа участников похода вспомнили несколько любопытных эпизодов из опыта морской пограничной службы.
На Пролетарском проспекте города экипажи возложили венки к подножию памятника основателю кемского комсомола Виктору Минину, погибшему от рук интервентов в далеком 1918 г. Комсомольцы сегодняшней Кеми были желанными гостями на борту ленинградских яхт.
Поздно вечером 9 августа эскадра отшвартовалась от Нефтяного причала Беломорска и начала шлюзоваться. Обратный путь был намного легче и занял гораздо меньше времени: сказались приобретенный опыт и знакомство с районом плавания. Через 12 дней, 21 августа, эскадра прошла Литейный мост и подошла к борту крейсера «Аврора». Выстроившиеся экипажи салютовали флагу легендарного корабля, отдавая рапорт об окончании похода.
В последний раз в эфир полетели слова радиста Георгия Иванова: «Я Елена-Костя-Один-Анна-Федор-Знак! Радиостанция похода «Дорогами славы» закончила свою работу. Прием!»
Примечания
1. Об опыте организации таких походов — см. «КЯ» №80 и №99. Поход проводился по плану ленинградского штаба Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы и в соответствии с постановлением обкома ВЛКСМ.
2. На встрече с медвежьегорцами выяснилось, что местные жители проявляют большой интерес к парусному спорту. Ленинградцы предложили оказать соответствующую организационную помощь, необходимую при создании здесь яхт-клуба. Районная газета «Вперед» опубликовала статью начальника учебной водноспортивной базы ЛКИ А. Мурашко и капитана яхты «Улисс» В. Осипова о возможностях развития парусного спорта на севере Онеги. И будем надеяться — недалеко то время, когда ленинградцы получат от медвежьегорских яхтсменов приглашение участвовать в гонках.