Теперь можно уже сказать, что в дни, когда ленинградцы готовились отметить 40-летие полного снятия блокады, завет адмирала был выполнен.
Рано утром 11 августа 1983 г, из главных ворот Ленинградского адмиралтейского объединения выехал автотрейлер с необычным грузом. На колесной площадке стояло надежно закрепленное перед дальней дорогой свежевыкрашенное по-военному — в шаровый цвет — плоскодонное суденышко с гранеными носом и кормой. Собравшиеся на проводы корабелы — ветераны Великой Отечественной войны с волнением смотрели на него. Ведь это был случайно сохранившийся и восстановленный тендер — один из знаменитых тендеров, героические экипажи которых так много сделали для Ленинграда и ленинградцев в страшные дни вражеской блокады.
Прошло несколько часов, и корабль-памятник занял почетное место в экспозиции филиала Центрального военно-морского музея — музея «Дорога жизни» в Осиновце. Тендер встал борт о борт с паровым буксиром, первый рейс которого открыл спасительный путь через Ладогу, рядом с одним из знаменитых «охотников», самоотверженно защищавших ладожскую трассу.
Не будем подробно описывать этот, на первый взгляд, странный угловатый корабль с неказистой рубкой-ящиком на корме, с одним единственным пулеметом-ДШК на баке1. Напомним основные вехи его бурной боевой жизни.
Рождения тендера ждали с нетерпением: он был очень нужен. II первый такой корабль появился 25 мая 1942 г.
В первую блокадную зиму военный совет фронта принял решение о максимальном использовании летних водных путей для подвозки в осажденный Ленинград продовольствия и для эвакуации из него детей, стариков и больных. Потребовались подходящие для этого суда. За считанные несколько дней инженеры-судостроители, взяв за прототип малый десантный плашкоут конструкции Таллинского судоремонтного завода, максимально упростили его обводы и конструкцию с расчетом на возможности заводов блокированного города и выдали комплект рабочих чертежей.
Ленинградские рабочие вспоминают. Угля, а зачастую и электроэнергии не было, мощное оборудование простаивало. В этих условиях рассчитывать можно было в основном на ручной труд. А много ли было сил у изможденных людей? Для раскроя листов требовался ацетилен, а его не хватало. Чтобы выйти из положения, по инициативе начальника сварочного цеха Адмиралтейского завода М. М. Мацова начали использовать газ — никто не знает, как его правильно называть, — получаемый электровозгонкой соляра.
За постройку серии одновременно взялось несколько предприятий осажденного города-героя.
1 июня один из первых вошедших в строй тендеров подошел к причалу на Большой Невке. Собравшиеся члены военного совета КБФ не скрывали улыбок: головной корабль оказался намного ниже пирса, с берега его не было видно. Официально именовали новинку «самоходным плашкоутом грузоподъемностью 15—25 т». Это позднее моряки-ладожцы назовут его уважительно — «Товарищ тендер»! И прославятся тендера не только на Дороге жизни, но и на Чудском озере, на Висле, в Выборгских шхерах, на Малой земле, под Керчью, на Шпрее...
Последовал приказ подать первый плашкоут к пристани у Смольного. Здесь осмотрели его руководители ленинградской партийной организации, военные. Они оценили по достоинству малую осадку и высокую поворотливость плашкоута, делавшие его неуязвимым при атаках фашистских стервятников, малочисленный экипаж (два человека), неприхотливость обыкновенного двигателя с грузовика «ЗИС-5», широкие и удобные люки, позволявшие грузить и разгружать судно одновременно «в две руки» — двумя бригадами грузчиков.
Здесь же, на месте, было определено количество плашкоутов, необходимое ладожской Дороге жизни в самое ближайшее время. Всего было построено 118 тендеров. С их помощью эвакуировалось из города, по крайней мере, 250 тысяч ленинградцев; было перевезено 100 тыс. т продовольствия и боеприпасов, множество бойцов для пополнения рядов защитников Ленинграда. Никто не может сегодня сказать — сколько для этого пришлось сделать огненных рейсов через озеро. Но одно можно сказать точно: каждый из этих рейсов был подвигом.
С прорывом блокады зимой сорок третьего Дорога жизни потеряла значение, основная часть грузов и пополнений пошла по железной дороге. 29 тендеров погрузили на платформы и перебросили на Черное море, где они, после включения в состав Азовской военной флотилии, участвовали во всех до единой десантных операциях. А ладожские тендера по Волхову и его притокам стали доставлять боеприпасы отрезанной от главных сил 4-й армии.
В августе 1943 г. шесть тендеров успешно использовались под Киришами в качестве кораблей огневой поддержки. Для этого на них установили легендарные «катюши». Как вспоминает участник этих событий бывший тендерист А. Г. Тюрин, немцы оставляли позиции после первого же залпа — такого поистине испепеляющего огня со стороны реки они не ожидали, а ведь тендера забирались туда, куда не могли зайти и мелкосидящие бронекатера!
В дальнейшем при форсировании Свири десятки тендеров сновали по реке среди разрывов мин и снарядов: ежесекундно рискуя жизнью, герои-моряки перевозили войска, доставляли армейцам все необходимое.
Ветераны вспоминают тот подъем, с которым приступили они к очередному ремонту своих кораблей зимой 1943—1944 гг. — в преддверии большого наступления. Особых проблем при этом не возникало. Двигатели всегда можно было снять с любого автомобиля, пробоины закрывались приварными заплатами сразу по приходе на место погрузки. Теперь на некоторые тендера силами техуправления КБФ поставили броневой пояс. Точнее сказать, то была обыкновенная сталь толщиной 8—10 мм. Шла она полосой в 300 мм по ватерлинии и только в носу, а также в районе машинного отделения простиралась до палубы. На отдельных тендерах защитили и пост рулевого.
При подготовке больших десантных операций 1944 г. на флотских базах в Финском заливе удалось собрать около 80 готовых к бою тендеров. Учитывая сложность стоящих перед моряками задач и неизбежные большие потери среди личного состава, экипажи тендеров увеличили до 6 человек.
Оперативными перевозками и высадкой десантов тендера занимались чуть не до последнего часа войны. Чтобы читатель яснее представлял, что это было такое, упомянем лишь один-единственный эпизод. Когда разворачивались бои за освобождение Эстонии, 16 августа 1944 г. тендера абсолютно неожиданно для гитлеровцев пересекли Чудское озеро и выбросили десант там, где это казалось невозможным — на отмелый болотистый берег в районе Мехикорма. Бои отличались необыкновенным ожесточением. К исходу первого дня операции из 21 тендера оставались в строю только 7, но они и ночью и на следующий день продолжали под непрерывными атаками с воздуха перебрасывать войска на плацдарм. Сюда же срочно перевезли из Кронштадта еще 20 тендеров, часть из них тут же приспособили для перевозки танков...
А в конце апреля сорок пятого группа тендеров в составе Днепровской флотилии с боями ворвалась в Берлин. Герои, сражавшиеся на нескольких самоходных плашкоутах, построенных три года назад руками ленинградцев для Дороги жизни, встретили День Победы в самом «логове зверя».
Шли годы. Тендера мирно трудились под флагом самых разных организаций и ведомств. Где-то работали как баржи, где-то как дебаркадеры, где-то — как понтоны наплавного моста. Устарев, самым естественным образом шли на слом, так как никаких мемориальных досок на них не стояло, а их архитектурные формы особых эмоций у людей несведущих не вызывали. Так и получилось, что когда хватились, смогли найти только один тендер, чудом сохранившийся в составе флота «Спецтранса» Ленгорисполкома.
«Служил этот тендер для подвоза технической воды землечерпалкам, — рассказывает ответственный секретарь президиума совета ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии Н. Н. Шерман. — Сразу после его списания мы обратились к корабелам-адмиралтейцам с просьбой восстановить его как музейную реликвию. Молодежь объединения сочла за честь принять участие в возрождении заслуженного корабля. Все они с энтузиазмом трудились в свободное от работы время. И от нас, ветеранов, огромное за это им всем спасибо!»
И вот тендер поплыл по мостовым города на Неве, прощаясь с его улицами и набережными, чтобы навсегда встать над Ладогой. Отсюда, из Осиновца, уходили в бесконечные опасные рейсы те 118 тендеров, спасая тысячи жизней. Здесь встал один из них как памятник бессмертным подвигам защитников Ленинграда.
Примечания
1. Описание большого (двухтрюмного длиной 14,3 м) и малого (однотрюмного — 10,5 м) тендеров, история их постройки и рассказ о подвигах воевавших на них моряков напечатаны в «КЯ» №82.