Практически сразу после публикации самых первых путевых заметок Е. И. Смургиса, т. е, десять лет назад, стали приходить письма со странной, на первый взгляд, просьбой поместить чертежи «МАХ-4». Действительно, зачем? Судостроителям-любителям ее не построить, для моделистов, вроде бы, интереса она не представляет. В дальнейшем кировчанки Д. Радионов довольно удачно сформулировал, зачем ото нужно: «Не для повторения, а всем нам для вдохновения, чтобы точно знать, как выглядит идеальная весельная лодка».
Р. А. Шабаршин (Ярославль) просил не ограничиваться описанием, а обязательно привести таблицу ординат.
Поскольку ни чертежей, ни таблицы ординат в природе не существовало, выполнить эти заявки читателей, пока «МАХ-4» была в пути, не удавалось. Но как только плавание было завершено, по просьбе редакции владивостокский инженер-кораблестроитель Г. Ткачук произвел все необходимые замеры.
Одновременно печатаем корреспонденцию сотрудника Краевого музея И. Клименко — экспонатом этого музея стала теперь «МАХ-4».
В эскадре знаменитых кораблей-памятников нашего родного Владивостока — пополнение.
Солнечным сентябрьским днем Евгений Павлович подогнал свою лодку к парадному причалу, к самому трапу, ведущему на корму дальневосточной «Авроры» — посыльного корабля «Красный вымпел». Моряки-тихоокеанцы легко подняли «МАХ-4» из воды и так, на руках, она совершила последний, почетный этап 31 000-километрового путешествия — проплыла по набережной Золотого Рога прямо ко входу в Приморский краевой музей имени В. К. Арсеньева.
Простая весельная лодка стала дорогим для нас экспонатом.
Мы — сотрудники музея — беседуем с Е. П. Смургисом, передавшим музею не только свое испытанное волнами и льдами, порогами и мелями судно, но и маршрутную книжку беспримерного плавания на веслах. Перелистываем ее. Каких только самых диковинных отметок здесь нет! Штампы Астрахани, Ростова и Севастополя, Риги и Таллина, Киева и Москвы, Дудинки и Тобольска, Салехарда и Кургана, Братска, Улан-Удэ, Комсомольска, а вот теперь — и Владивостока. Да, если бы писать названия всех пройденных городов, места на бортах не хватило бы.
— За 13 летних отпусков, — поясняет Евгений Павлович, — за 374 дня я прошел всю страну, можно сказать, вдоль и поперек. Началось путешествие в 1667 г.: из Тулпана, глухой деревушки в Пермской области, поплыл я к родителям в Липецк. С тех пор побывал и 9 союзных и автономных республиках, в 46 областях. За кормой «МАХ-4» 40 рек, 25 крупных озер-водохранилищ, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское, Карское, Охотское, Японское моря. Учителем физкультуры я уже когда-то был, могу теперь географию СССР преподавать — по личным впечатлениям. Не подумайте, что весь этот путь я проделал один. Если была хоть какая-то возможность, вместе со мной всегда был кто-нибудь из друзей. Начинал я в паре с Валерием Лютиковым, последний переход сделал с Василием Галенко — журналистом из «Вокруг света». Ну а самое главное — мне всегда помогали сотни, если не тысячи людей. Одних я запомнил на всю жизнь, у других даже фамилии не успел записать. Но всем нм мне бы очень хотелось передать спасибо! Без их самой бескорыстной помощи, конечно же, не было бы сегодняшнего счастливого финиша...
Итак, цель достигнута. Своим плаванием ( с которым читатели «Катеров и яхт» регулярно знакомились на страницах журнала; см. №51, №64, №66, №81, №83, №103, №107), Евгений Павлович сказал всем нам очень многое. Привлек внимание к незаслуженно забытым в наш век моторизации веслам. Доказал, что нет голубых дорог, не доступных для гребной лодки!
Новый экспонат будет рассказывать молодежи о стойкости и бесстрашии, будет агитировать за весельный туризм, приглашать в путь — испытать себя, посмотреть мир, оценить дружбу.
На традиционный вопрос о планах Евгений Павлович отвечает, не раздумывая:
— Идея на будущее есть. Так вышло, что из наших великих рек я не был только на Лене. Вот и думаю — пройти ее от истока до устья и добраться до Диксона!
— Так на чем же вы поплывете?
— На весельной лодке. Мечтаю построить новую лодку с учетом накопленного опыта...
Закончу опять-таки словами самого Евгения Павловича:
«Хорошее дело — пеший туризм! Но по моему самому глубокому убеждению, ничто не может быть лучше и полезнее путешествий на лодке. Всегда чистый воздух, прохлада лесов, вода, отражающая то свет вечных звезд, то золото заходящего светила, купанье без ограничений и, ко всему, чувство стопроцентной удовлетворенности жизнью (по словам академика Павлова — «мышечной радости»), — вот что такое плавание на веслах».
И его словам нельзя не верить. Уж он-то знает, что говорит.