Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Путешествия
  • 1977 год
  • На весельной подке «МАХ-4» из Кустаная в Тобольск
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Проблема весельной туристской лодки
16000 километров на весельной лодке «МАХ-4»
Плавание на весельной лодке «Сектор» через два океана
Гребля лицом вперед на весельной лодке
Скитания Эндрю Холзи по Тихому океану на весельной лодке
Француженка Мод Фонтенуа пересекла Атлантику на весельной лодке
Весельная лодка «МАХ-4» на пути Оренбург — Кустанай
Прогулочная весельная лодка «ПШ»
Полезные мелочи: петля, вентилятор, маховик, сверление, талреп...
Непотопляемая весельная лодка «Гамма» из пенопласта
Весельная прогулочная шлюпка Фан-дер-Флита
Складная двухместная весельная лодка
По пути Ермака от Чусовских городков до Тобольска
Полезные мелочи: трап, ликтрос, втулка тяги, поддон, клапан, маховик...


На весельной подке «МАХ-4» из Кустаная в Тобольск

Год: 1977. Номер журнала «Катера и Яхты»: 66
          0


Информация об изображенииЕвгений Павлович Смургис
Евгений Павлович Смургис
 
В начале октября Е. П. Смургис — охотник-промысловик из поселка Глубинное Приморского края побывал в Ленинграде. Гость подробно рассказал о путешествии 1976 г., показал снимки «МАХ-4» в Обской губе.

Евгений Павлович (на фото — справа) просил передать читателям:

— Я получаю очень много писем. Пользуюсь случаем поблагодарить за теплые напутствия, советы и пожелания успеха походам на «МАХ-4». Буду рад, если эти походы привлекут внимание к незаслуженно позабытым ныне веслам.

От всей души большое спасибо всем, кто помогал нам в пути!

Часто выражают опасение, что построенная много лет назад лодка, наверное, уже не пригодна для таких серьезных плаваний, как выход в заполярные воды Карского моря. Действительно, за кормой «МАХ-4», по крайней мере, 22000 км, однако после суровых испытаний маловодного 1975 г. и плавания 1976 г. по Оби можно сказать уверенно, что основания для таких опасений нет. «Техника» наша в полной готовности ждет открытия полярной навигации на мысе Каменном.

Каковы мои ближайшие планы? В ноябре начинается промысловый сезон, ухожу на зимовье в тайгу. А летом — снова на весла!

До новых встреч на великих сибирских реках!



Выступлением по местному радио и встречей со спортсменами — участниками областных соревнований закончилось наше пребывание в Кустанае. 9 августа — в День физкультурника — отчаливаем. Температура воздуха не больше 6—8°, дождь. За веслами — в штормовке — сидит Коля, мы со Славой прячемся «в каюте» — под пленочным пологом. Однако не успели даже устроиться: сразу за городом — запруда, река за ней уже размаха весел, галька едва прикрыта водой. Вылезаем, тащим, мокнем. Проплыли еще с десяток километров — запруда. Вытаскиваем снаряжение, волочим лодку через верх. Проходит час-другой — упираемся в очередную запруду и т. д....


Информация об изображении«МАХ-4» в походном состоянии на ходу
«МАХ-4» в походном состоянии на ходу
 
Около деревень река, как правило, захламлена. Чем? Деталями старых машин: колеса, барабаны, блоки двигателей — чего мы только не видели! Вот лодка обо что-то сильно ударяется, начинает хлестать вода. Оказывается, напоролись на лемех выброшенного плуга, он, словно топором, прошил днище. Приходится заделывать пробоину. Вырубаем клин, забиваем его, приколачиваем.

Ветер усиливается. Дует то с кормы, то с носа — так петляет река! Временами летят тучи пыли, забивая нос, уши, глаза. Закручивающиеся смерчи вздымают в небо массу серо-желтого песка и берегового хлама. Только в узких речных проходах, защищенных кустарником, можно найти спасение от ветра.

Чуть ниже Борисово-Добровского — красивый плес с обилием рыбы и диких уток. Непуганные утки подпускают буквально на несколько метров и только после этого уплывают в кусты (в конце концов три из них угодили нам в суп!).

Попробовали грести ночью — бессмысленно. Сплошные блуждания! Удивительная река Тобол: петляет невероятно, мели чередуются с плесами, выход из которых наглухо закрыт камышом. Река понемногу становится шире. Отрадно, что стали на берегу попадаться не только отдельные тополя, березки, но и небольшие лесные массивы. Запомнилась великолепная молодая березовая роща перед деревней Лютинка.

Первая встреча с рыболовецкой артелью: заводят невод.

— Уй? Недалеко! До Кургана, конечно, проплывете...

Пока готовили обед, нашей старой лодкой заинтересовались бычки: целое стадо двинулось к ней через реку. По одному они деловито подходили к «МАХ-4», обнюхивали ее и удивленно поводили глазами: «Что за чудо?».

Информация об изображенииСхема очередного этапа плавания на весельной лодке «МАХ-4»
Схема очередного этапа плавания на весельной лодке «МАХ-4»
 
Вот Тобол круто поворачивает вправо, а слева впадает Уй. Устье притока такое же широкое, как и сам Тобол в этом месте! Почти двое суток гребли без всяких «тасканий», но благодать эта завершилась мелями, начавшимися у Каражарского отделения Каратальского зерносовхоза (тут все «кара» — черное). Как всегда, у деревни мель. Тобол широкий, но до безобразия мелкий. Не проходит даже наша лодка. Три мели одна за другой! Тащим, в темноте натыкаемся на какие-то коряги...

14 августа просыпаемся в 5 утра от холода — лодка покрыта тонкой корочкой льда. Река опять крутит. Спустя некоторое время показывается центральная усадьба совхоза. Поселок растянулся на километр, но стоит совершенно голый, нигде ни кустика! Естественно, у поселка мель.


Следующее утро застало нас вблизи хутора Адугу. Всего несколько дворов. Уложены заготавливаемые на зиму брикеты соломы. С кормами очень плохо: засуха уничтожила луга. Хозяин — казах с очень длинной и сложной фамилией вынес душистого свежего хлеба и налил бидон молока, от денег наотрез отказался: «Вам в дороге пригодятся!».

Через 11 км — Зверинка, старая казацкая станица. Перед ней мель. Да какая! От удивления рот откроешь: реки нет. Мокрые камни, осока, кое-где ручейки. И это в тысяче километров от истока. «Обрадовал» местный житель, наблюдавший за нашими мучениями: жизнерадостно сообщил, что в самой Зверинке воды нет совсем. На наше счастье, он явно сгустил краски: широкая песчаная мель все-таки закрыта пленкой воды. Только прошли станицу, наткнулись на стоящий поперек «фарватера» «Москвич». Когда мы потребовали освободить «проезжую часть», владелец машины от неожиданности так и оцепенел с тряпкой в руках.

Здесь и мы были потрясены и поражены, увидев на берегу два больших разбитых баркаса: выходит, Тобол в недалеком прошлом был судоходной рекой?

До Кургана дорогой — 121 км, а по воде, по крайней мере, 250. Вот так и петляли. Тем временем пошел долгожданный дождь, превратившийся в ливень. Мы радовались не меньше местных жителей — может быть, прибавит воды в реке! Действительно, вода пошла хорошая. Теперь можно плыть и с наступлением темноты, освещая подозрительные места фонариком. Однажды этим мы, видимо, обеспокоили владельцев сетей — браконьеров. Они стали что-то кричать, а когда мы выплыли на середину реки, не обращая на них внимания, раздался выстрел — дробь застучала по кормовой части лодки. Оказывается, бывает в пути и такое.

Информация об изображенииПеретаскивание лодки через мель
Перетаскивание лодки через мель
 
Часам к трем этой тревожной ночи уткнулись в песчаную дамбу. Нас уже предупреждали, что впереди Тобол перекрыт, вода пущена по руслу Гледынки. Речка эта очень извилиста — нет и сотни метров прямых. Местами ширины хватает только на то, чтобы протиснуть корпус «МАХ-4». Часто приходится перетаскивать лодку через завалы. Несколько часов тяжелой работы на Гледынке запомнились надолго.

Но вот мы снова в русле Тобола. Тут же у «впадения» злополучной Гледынки видна деревянная лестница, спущенная с крутого берега к самой воде. Интересно, что же там, наверху? Поднимаемся — пасека. Ночной сторож — типичный старик-сибиряк с окладистой бородой, сожалеет, что перепахали все окрестные луга, пчеле негде брать «взяток»...


День 18 августа знаменателен был тем, что опять лил дождь, и после долгого-долгого перерыва встретилась моторная лодка — «Прогресс» с курганским номером. Хозяин моторки, читавший о «МАХ-4» в «Катерах и яхтах», был крайне удивлен, встретив нас идущими е мелководных верховьев: «Никогда бы этому не поверил, если бы сам не видел!»...

Пошли глубокие плесы — чувствуется подпор плотины. Деревни стали попадаться часто. Места — просто жаль проплывать мимо! Завершающая ходовой день ночная вахта — моя. Гребу, и радуется душа. За кормой стелится ровная дорожка от яркого месяца. Завтра мой день рождения, так что запланированы приход в Курган, баня и ресторан.

В 6.00 налегли на весла. Вскоре стали видны трубы городской ТЭЦ и телевизионная вышка, но...началась круговерть. Трубы — вот они совсем рядом, а река поворачивает так, что мы плывем от них в противоположную сторону. И так несколько раз. До плотины, говорят, напрямик 3 км, а по воде они вылились в добрых четыре часа ходу, притом хорошего, со злостью. Приветствуют нас с прибытием владельцы моторок, все чаще встречающихся на пути. Оказывается, в местных газетах сообщалось о нашем приближении.

В 16.00 у водной станции объединения «Курганприбор» закончен очень трудный — не припомню плавания труднее! — переход.

Информация об изображенииПереход по суше
Переход по суше
 
Отдыхая и осматривая город, мы не забывали о будущем: исподволь приступили к изучению предстоящего маршрута. Первым делом заинтересовались плотиной. С ужасом обнаружили, что за нею Тобол пропадает. Створки плотины закрыты, стекает только та вода, которая просачивается сквозь щели, русло проросло травой. Вот тут-то мы впали в уныние. Вкралась предательская мысль — прекратить путешествие, а продолжить его уже в следующем году по большой воде. Начальник водной станции (кстати сказать, замечательной) Константин Иванович Алевцев вызвался помочь, показал нам трудные участки реки ниже Кургана. Проехали мы с ним на машине километров тридцать и убедились, что может быть (бывало) и хуже. Приняли решение — стартовать.

23 августа в 16.30 берем курс на Тобольск. Если перейти на язык прозы, это означает, что пройдя какое-то количество метров на веслах, вылезаем и начинаем волочить лодку по песку. Небольшое плавание — и снова мели. Глубины такие, что на середине реки встречаем паренька на... мопеде.


Погода чудная, настроение отличное. Понемногу и река «исправилась» — пошла глубокими плесами, большей частью прямая, греби да греби! Однако не одна беда, так другая. Стали мы вязнуть в тине. Жара и отсутствие течения сделали свое дело: воду затянуло плавучими водорослями. Грести тяжело — на весла цепляется трава, продвигаемся медленно.

Часто встречаются селения. Порою проплывешь пару километров — деревня. Дома рубленые, добротные. Берега буйно проросли травой, подступают леса. Напротив крупных деревень большие деревянные мосты.

27 августа. Настолько припекло, что мы вынуждены были раздеться до плавок и несколько раз за день принимали прохладные ванны. (Давно ли просыпались, стуча зубами от холода?). Река опять пошла мелями. Вскоре появились и препятствия нового сорта. На подступах к каждой деревне (разумеется с обеих сторон) от берега до берега стоят частоколы с узкими проходами, в которые вставлены вентеря. Так ловят рыбу. Я уж не говорю, что река сплошь опутана сетями!

Информация об изображенииПодготовка к стоянке на ночь
Подготовка к стоянке на ночь
 
Было темно, когда мы уткнулись в хаотическое нагромождение всякого древесного хлама: стволы, коряги, палки — воды не видно. Пришлось ночевать. Утром выяснили, что остановились мы в двух шагах от стоянки пастухов, которые не знали, куда девать уху.

С правого берега впадает речушка Ёрмутла. После нее Тобол пошел гораздо веселее. Беседуем с рыбаком. На лодке, зацепился за корягу и — весь внимание — знай себе потягивает окунишек на короткую (30 см) удочку без поплавка. «Разве, — говорит, — это рыба? Вот, бывало, раньше — за полдня лодку рыбы наловишь! Вот то рыба...».

Деревни большие, некоторые тянутся на три-четыре километра. Вдоль берегов много женщин — чистят и промывают грибы, в основном грузди и белые. Остановки неизменно кончаются скороспелыми лекциями о пользе туризма.


У деревни Скородино — удивительно красивый мост, творение сибирских мастеров: как бы соткан из деревянных кружев. Называется мост — Бызовский.

Вечером у райцентра Упорово «МАХ-4» села на очередную мель. Да так, что решили не мучиться и ждать утра. Проснулся я от непонятного грохота: прямо на лодку что-то едет. Осветил фонариком изнутри пленку — как бы не раздавили! Увидел испуганную лошадиную морду. Лошадь от неожиданности рванула в сторону, а возчик часто и громко закричал: «Сорок два, сорок два, сорок два!..» — и так, пока не удалился. Видимо, какое-то местное заклинание. Чудеса да и только! Утром опять новость: чуть ли не в нескольких метрах стоит застрявшая кинопередвижка. Оказывается, на ночлег мы остановились на самом переезде.

Идет моросящий дождь. Грести приходится в куртке — иначе не согреться. У деревни Сунгурово — снова мель. Как потом оказалось, последняя на нашем пути. В тот же день ходом проскочили заваленный бревнами перекат. Очень хотелось, чтобы и перекат был последним — так оно и оказалось. Молодец наша «МАХ-4», преодолела все препятствия!

Информация об изображенииНа веслах Слава Лыков
На веслах Слава Лыков
 
Хорошо заметно течение реки. Теперь гребем с истинным наслаждением, не чувствуем усталости. Даже не сразу осознали, что начинается осень и совсем не случайно плывут рядом с нами опавшие листья.

Около полудня 2 сентября в районе большого населенного пункта Карабаны нас ожидала приятная неожиданность: мы увидели два бакена. Первые бакены в этом году. Здесь впадает Тура. Чуть поодаль на берегу — километровый столб: до Тобольска 255. Совсем немного! И еще одно событие: встреча с судоходством — идет навстречу баржа «Тоболочка».

На 171-м километре лодку нагоняет буксир с баржей. Гудит очень грозно — требует уйти с фарватера. Вспомнилась тут нам кинокартина «Волга-Волга» и появилась мысль — погоняться. Сошли мы с судового хода, подпустили сердитого капитана метров на сто и приналегли на весла. Так и шли с этим интервалом ровно полчаса, с сожалением вспоминая потерянную пару весел. Если бы гребли в четыре весла — то видел бы только наш хвост буксир «Баскунчак» МГ-НХ-06! В конце 165-го километра на повороте встретился буксир «Салехард». Его капитан засмотрелся на необычное соревнование и... посадил свое судно на мель. Тем гонка и кончилась: пока буксиры перекликались гудками и расходились, мы от «Баскунчака» оторвались.

На 117-м километре впадает Тавда. Тобол преобразился: теперь это по-настоящему широкая мощная река. Все чаще попадаются большие суда, по оживлению чувствуется близость города.

4 сентября. Около 16.00 сделаны последние гребки на подходах к водно-спасательной станции Тобольска, где и была оставлена лодка на хранение.

Закончился очередной этап путешествия. Этот переход стал серьезным испытанием физической и волевой подготовки экипажа, надежности «МАХ-4».

Впереди выход в заполярные воды, переход морем из Обской губы в Енисейское устье.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
На «Казанках» по рекам Днестр и Южный Буг
Через Дуврский пролив на надувной лодке-катамаране
Долгий дрейф шхуны «Тюлень»
Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым
Фанатик Атлантики капитан Уильям Эндрюс
Три плавания яхты «Родина»
Из грек в варяги (маршрут Смоленск—Новгород)
Под парусами в Антарктике — путешествие Дэвида Льюиса
Рекордное падение уровня воды в Петербурге в 1910 году
Весельная лодка «МАХ-4» на пути Оренбург — Кустанай
Отпуск на реке Зее на лодке «Гейзер»
Первая гонка советских водно-моторников
Швартовка в Сан-Диего из книги «Два года простым матросом»
История похода по Лене на швертботах «Финн»
Путешествие от Москвы до Бреста на мотолодке «Крым»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
На весельной подке «МАХ-4» из Кустаная в Тобольск

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Поход по маршруту Киев — Уфа на мотолодках «Казанка»
Путешествие по маршруту Св. Брендана
На яхте «Арктика» по Средиземному морю
На веслах за Полярный круг на шетландской лодке
Большая рыба Эрнеста Хемингуэя
Яхту «ИТТ-Океаник» спас экипаж буксира-спасателя «Бесстрашный»
Шпионские рейсы яхты «Пассим» во время Второй мировой войны
Память о подвиге на Дороге жизни
На моторных лодках по Охотскому морю
Путешествие на байдарках по рекам Кабожа и Молога
Нантакет по правому борту — глава из книги Терезы Ремишевской
Шайтан-каюк на Амударье — из истории нашего катеростроения
Первый заграничный парусный поход под красным флагом
50-летний юбилей московских яхтсменов
Путешествие по каньонам Башкауса на плотах «ПСН-10»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 12 + 41 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории