Использование ее разнообразно: это и спасательная служба, и туризм, и, конечно, прогулки, отдых.
Часто на такую шлюпку садятся люди, которые не умеют грести, представления не имеют об остойчивости, мореходности, плавучести, нередко за веслами можно увидеть детей. Поэтому так важно для нее быть безопасной, простой и легкой в управлении.
Когда в начале века Российское общество спасания на водах объявило конкурс на разработку проекта прогулочной шлюпки, организаторы конкурса, присуждая первую премию, руководствовались именно такими соображениями.
Победил в этом конкурсе гражданский инженер А. П. Фан-дер-Флит. Шлюпка, построенная по его проекту, легко шла под веслами, была остойчива, имела удобные размерения; она быстро обрела популярность, а в народе она получила даже нарицательное имя — «фофан». За прошедшие три четверти века первоначальные обводы прогулочной шлюпки А. П. Фан-дер-Флита значительно изменились: она стала гораздо уже, борт ниже, уменьшилась седловатость. И в результате участились случаи опрокидывания лодок от волны или перемещения пассажиров на ходу. Так в погоне за не всегда оправданной экономией материала и упрощением постройки лодку лишили ее былых хороших качеств.
Первые попытки возродить первоначальный облик прогулочной шлюпки А. П. Фан-дер-Флита были сделаны в 1940 году. На существовавшем тогда заводе им. Каракозова и на судоверфи ВЦСПС в Ленинграде было построено несколько «настоящих» фофанов. Испытания подтвердили их отменные качества. В наши дни эти попытки продолжены и увенчались успехом — на одной из верфей страны налажен выпуск таких лодок.
На восстановление чертежей этой лодки нас — группу конструкторов — натолкнула ствтья Ю. Замятина в 6 номере сборника «Мелкое судостроение» за 1940 г.
Основные данные
Длина габаритная, м | 4,48 |
Ширина габаритная, м | 1,45 |
Высота борта на миделе, м | 4,08 |
Вес, кг | 75 |
Мы решили разработать конструктивный чертеж лодки А. П. Фан-дер-Флита с сохранением оригинальных обводов и размерений. С задачей справились — лодка пошла в массовое производство после испытаний, подтвердивших ее хорошие эксплуатационные качества. Теоретический и конструктивные чертежи предлагаются для использования в любительском судостроении.
Обводы лодки круглошпангоутные, выпуклые по ватерлинии в носовой и кормовой части. Лодка имеет большую седловатость линии борта.
Закладка лодки состоит из форштевня, киля и транцевой доски. Форштевень сделан ламинированным (выклеен из сосновых реек толщиной 5 мм). Киль изготовлен из сосновой доски толщиной 25 мм. Транцевая доска выполнена из двух-трех сосновых досок, склеенных на ребро, и усилена обвязкой из ясеня. Форштевень соединяется с килем врезкой в полдерева. Все соединения выполнены на заклепках диаметром 4 мм и на клее ВИАМ-БЗ. Обшивается корпус 10-миллиметровыми сосновыми досками. На верфи все 20 поясьев вырезают по шаблонам. Ясеневые шпангоуты гнутые, сечение — 10X20. Банки положены на подлегарсы и закреплены гвоздями.
Гребные банки, кроме того, соединены с обшивкой при помощи сосновых книц.
При серийной постройке лодка изготавливается на стапеле вверх килем. Вначале на стапель устанавливается закладка — собранные в один узел киль, форштевень и транец. Затем в гнезда стапеля укладывают продольный набор, прикрепляя его к лекалам с помощью струбцин и цвинок. Шпангоуты из ясеневых реек предварительно распаривают до эластичного состояния, после чего их легко изогнуть по форме лекала. Верхние концы шпангоутов выше привального бруса крепятся к стапелю с помощью скоб, затем корпус обшивается 10-миллиметровыми досками.
Поясья крепятся к шпангоутам с помощью сквозных гвоздей-заклепок» которые расклепываются на шайбах изнутри корпуса после его снятия со стапеля. После съема со стапеля в корпус устанавливают банки, брештуки, кницы и металлические детали — подуключины и под-кильную полосу.
При единичной постройке порядок сборки такой же, только можно обойтись меньшим количеством лекал, поставив их, например, на каждом четном теоретическом шпангоуте. Процесс сборки описан в книге «15 проектов судов для любительской постройки».