Первоначально конструкция судна предусматривала возможность его постройки из водостойкой фанеры силами любителей (именно таким способом, как это описано ниже в статье Д. И. Селезнева). Но сейчас на дистанциях крупнейших международных соревнований можно видеть исключительно «Торнадо» с пластмассовыми корпусами. Только использование стеклопластика позволяет получить легкие и прочные корпуса, отличающиеся высоким качеством наружной поверхности, не требующие от спортсмена большого труда по подготовке к гонкам. Для рангоута и соединительных труб катамарана выпускаются специально подобранные трубчатые алюминиевые профили, получаемые методом экструзии.
Основные данные катамарана «Торнадо»
Длина наибольшая, м | 6,09 |
Длина по КВЛ, м | 5,78 |
Наибольшая ширина, м | 3,01 |
Расстояние между ДП корпусов, м | 2,60 |
Ширина корпуса по ВЛ, м | 0,33 |
Осадка корпуса и со швертом, м | 0,19/0,78 |
Вес полностью оборудованного катамарана, кг | 150 |
Площадь парусности, м2 | 20,3 |
Типичное устройство «фирменного» «Торнадо» конструкции 70-х годов показано на рисунке. Отформованная целиком тонкая стеклопластиковая оболочка корпуса изнутри бывает подкреплена парой стрингеров коробчатого профиля, но чаще всего единственным элементом набора служит толстая пенопластовая плита, вклеенная между бортами. Она же обеспечивает и непотопляемость судна при повреждении обшивки (в гонках может случиться и такое!): по правилам класса каждый корпус должен не только оставаться на поверхности, но и поддерживать при этом на плаву груз весом 80 кг. Палуба чаще всего делается более жесткой — трехслойной конструкции: между двумя облицовочными слоями стеклопластика помещен легкий сотовый заполнитель.
Швертовый колодец отформовывается вместе с палубой; его нижний фланец при сборке корпуса — установке палубы — приклеивается к днищу. Щель в днище для прохода шверта закрывается двумя резиновыми полосами; когда шверт опущен не полностью, резина прикрывает щели по сторонам шверта и тем самым уменьшает сопротивление воды движению катамарана. Как и на швертботах, шверты «Торнадо» крепятся в колодце либо на оси (тогда они вставляются в колодец снизу), либо опускаются сверху на подвесках.
Корпуса тех «Торнадо», которые участвуют в классных гонках, должны быть строго идентичными, соответствующими правилам класса. Правильность обводов, например, проверяется при помощи шести поперечных обмерных шаблонов, которые устанавливаются в определенных сечениях по длине корпуса.
Между собой корпуса соединяются носовой и кормовой тонкостенными (толщина 2 мм) трубчатыми балками, имеющими лик-паз для крепления поперечной кромки парусинового настила — его называют «трамплином» или «тентом». Боковые кромки тента входят в специальные пазы, прикрепленные к внутренним кромкам палубы корпусов. Чтобы выдерживать вес экипажа, тент должен быть хорошо натянут. На катамаранах фирмы «Энсман» (ФРГ), например, тент сшит из двух полотнищ, стягиваемых вместе капроновым шнуром за продольные бамбуковые палки, вставленные в карманы на кромках; задняя кромка тента вставляется в лик-паз кормовой трубы, а передняя — обворачи-вается вокруг носовой трубы и притягивается через люверсы. Достоинством тента разрезной конструкции яцляется то, что вода, попавшая сверху, быстро удаляется через прорезь посередине.
На самодельном «Торнадо», чертежи которого приводятся здесь, конструкция тента может быть упрощена, а в качестве соединительных балок использованы алюминиевые круглые трубы диаметром 110X2 или около того. Для разгрузки носовой трубы от сосредоточенной силы давления мачты, под степсом ставится стойка диаметром не менее 24 мм, через которую натягивается тросовая растяжка — щпрюйт.
Мачта устанавливается на сферическом подпятнике, а ванты, штаг и трос трапеции крепятся к ней при помощи одной скобы. Таким образом, мачта имеет возможность поворачиваться, как на буере, в зависимости от курса относительно ветра.
Гики чаще всего делают с поперечным сечением, близким к прямоугольнику (2X39X60 мм). На гике закрепляют два барабана, которые служат для выбирания галса и шкота паруса. Катамаран оборудуется большим количеством стопоров для шкотов, фалов, подъемного троса шверта.
Румпели обоих рулей соединяются поперечной штангой, а за ее середину шарнирно закрепляют румпель-шток, позволяющий рулевому эффективно откренивать катамаран.
Публикуемые в сборнике чертежи не дают возможности построить катамаран, строго отвечающий всем требованиям класса «Торнадо», тем более, что сами правила обмера и постройки этого «молодого» класса пока еще все время совершенствуются и уточняются. Тем не менее, можно рекомендовать приводимый проект небольшим коллективам яхтсменов для постройки тренировочных судов, на которых можно проводить обучение специфике управления гоночным катамараном и особенностям его настройки.