Среди работ дипломантов, оканчивающих Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «инженер-кораблестроитель», каждую весну можно видеть несколько проектов малых судов — катеров и яхт.
Весной прошлого года внимание привлек проект катера амфибийного типа на воздушной подушке, разработанный студенткой Г. Э. Кобзарь. Катер предназначен для обслуживания работ по лесосплаву Воздушный подводящий канал реактивного движителя на нем совмещен с системой подъема СВП, и часть воздуха, подаваемого вентилятором, отбирается с помощью заслонок для создания поступательного движения. Выбор такого движителя обеспечил простоту конструкции и малую шумность, что особенно важно для небольших СВП; отпала необходимость в защитных кожухах, которые устанавливаются при использовании воздушных винтов.
Похожим подъемно-движительным комплексом оснащен и другой катер на воздушной подушке, который спроектирован дипломантом Б. Н. Финогеновым. Этот проект СВП амфибийного типа выполнен по заказу ЦНИИ Морфлота. В будущем по результатам испытаний построенной модели предполагается создать СВП, которые могли бы преодолевать водные преграды летом и парить надо льдом зимой.
Катер имеет длину 4,4 м, ширину 2,4 м, вес 650 кг. В качестве двигателя установлен двигатель от автомашины «Москвич» мощностью 50 л. с. Центробежные вентиляторы типа Ц9—-57, расположенные в кормовой части, обеспечивают создание воздушной подушки и реактивной тяги. На тихой воде максимальная скорость составляет 28 узлов.
Конструкция клепаного корпуса максимально упрощена, материал корпуса — легкий сплав Д16. Гибкое двухъярусное ограждение сделано из прорезиненной ткани на капроновой основе.
Место водителя располагается в носовой части. Все приборы управления сосредоточены на пульте.
Предусмотрен откидывающийся тент. Правда, зимой он не защитит водителя от холода, а никакого обогревательного устройства проектом не предусмотрено.
Проект студента Б. В. Баймиструка посвящен разработке спасательного катера. Анализируя требования, предъявляемые к спасательным катерам, дипломант пришел к выводу, что на сегодняшний день спасательная служба не имеет катеров, которые бы им удовлетворяли. Им была предпринята попытка обобщить опыт организации спасательной службы в США, Англии, ГДР и других странах. В результате были определены тактико-технические характеристики нового спасательного катера; он должен обладать абсолютной непотопляемостью, иметь максимальную скорость хода до 25 узлов, мореходность должна обеспечивать нормальную эксплуатацию при волнении до 6 баллов. Оптимальное количество членов экипажа — 2, кроме них на борту должно находиться 2—3 спасателя-аквалангиста и судовой врач. Размеры катера должны позволять принять на борт 6 спасенных и оказать им необходимую помощь Б. В. Баймиструк спроектировал такой катер с катамаранными обводами, длина его 10,7 м, ширина 5,8 м, осадка 0,7 м. В качестве силовой установки выбраны два дизеля марки ЗД20 мощностью по 230 л. с., которые через реверс-редукторы работают на гребные винты. Значительный разнос гребных винтов от ДП обеспечивает катеру хорошую маневренность, а при работе винтов «враздрай» он может разворачиваться почти на месте, что очень ценно при спасательных операциях. Катер оборудован буксирным устройством и при необходимости может буксировать потерпевшее аварию судно. Есть на нем необходимые радио- и навигационные средства, легководолазное снаряжение, медицинское оборудование (в частности, предусмотрена установка реанимационной аппаратуры).
В кормовой части катера для проведения спасательных работ с каждого борта имеются откидные площадки, которые в рабочем положении расположены чуть выше уровня воды, а в походном — поднимаются и составляют часть палубы. Эти площадки оборудованы складными поручнями. Думается, что после определенной доработки этот проект мог бы стать основой для постройки реального спасательного катера.