Основные данные шхуны «Эврика»
Длина (с бушпритом), м | 11,5 |
Ширина, м | 2,8 |
Осадка, м | 1,2 |
Парусность, м2 | около 48 |
Водоизмещение, т | около 5 |
В феврале 1974 г. мы вместе с представителем городского комитета по физкультуре А. С. Перепелкиным собрали будущих судостроителей и моряков — капчагайских школьников, развернули перед ними чертежи будущей красавицы-шхуны, а затем повели их на местный лесопильный завод, куда заранее уже была привезена «дори». Вид у нее был далеко не блестящий: выворочен форштевень, вырвана обшивка на правой скуле, в некоторых местах корпус прогнил. После этого знакомства половина ребят сразу же отсеялась...
Стараясь не потерять остальных, я рассказал им о том, как Джошуа Слокам из доживающего свой век «Спрея» сделал надежное и крепкое судно, на котором смог обойти вокруг света. Он работал один! А нас много, обеспечивают нас всем необходимым предприятия города и обком комсомола.
Работы начались с того, что корпус очистили от смолы и старой краски, заменили подгнившие поясья свежими досками. Из лиственницы вытесали новый форштевень. Затем обшили весь корпус вторым слоем досок вгладь (основная обшивка, как и на всех «дори», сделана кромка на кромку). Все прошпаклевали «эпоксидкой», смешанной с опилками. Высоту наружного брускового киля по всей длине корпуса увеличили со 150 до 350 мм, поставив сосновый брус, в основном для увеличения бокового сопротивления. Борта нарастили на 500 мм. Готовый корпус оклеили стеклотканью и покрасили эпоксидной смолой с добавкой пигмента.
Оборудовали «кубрик» — просторную каюту на четыре койки и самоотливной кокпит, под которым можно расположить дополнительные спальные места. У входа в кубрик выделили места под радиорубку и камбуз. В кормовой части выгородили закрытое машинное отделение и поставили новый 20-сильный дизель «2ДС-5А». Там же, в корме, с левого борта оборудовали гальюн, использовав обыкновенный унитаз.
В качестве балласта залили 700 кг жидкого бетона прямо на дно — между шпангоутами. (В расчетах остойчивости учли еще и 550 кг веса дизеля.) Бак емкостью 100 л под солярку сделали сварным и навесили на кормовую переборку машинного отделения.
Площадь руля увеличили до 0,9 м2. Установили великолепный штурвал со старого водолазного бота, протянули тросовую проводку.
Вооружили «Эврику» шхуной. Мачты сделали пустотелыми, склеив их из реек на эпоксидной смоле. Русленя вырезали из листового железа. Паруса пришлось сшить из «тиксаржа», — в нашем быткомбинате не нашлось ничего более подходящего.
Постройка судна заняла четыре месяца. 13 августа «Эврика» закачалась на воде. К тому времени со мной осталось только семь учеников, но это были верные люди. Из них хочется отметить тогда еще восьмиклассников Сергея Панасюка, Александра Балушкина и Василия Дроздова, которые, работая с самого первого дня, остались преданными членами экипажа.
Первые же выходы шхуны в море подтвердили ее высокие качества: она легко отыгрывается на волне, отлично слушается руля.
27 сентября прошлого года мы вышли в четырехдневный поход и попали на двухметровую волну. Бушприт «Эврики» порой касался воды, но на полубак попадали лишь брызги.
Парусное вооружение оказалось очень удобным: в зависимости от силы ветра и волнения легко варьировать площадью парусности. Курсом бейдевинд шхуна идет тяжело, сказываются гафельное вооружение и главное — низкое качество парусов; из-за плохого материала они совершенно потеряли аэродинамическую форму. При повороте оверштаг обычно выносим стаксель на ветер, только при хорошей скорости обходимся без этого. Максимальная скорость «Эврики» составила 4 узла при ветре 3 балла на курсе бакштаг.
В этом году планируем перебросить «Эврику» на Каспий, пройти из Гурьева в Астрахань и подняться до города-героя Волгограда. Естественно, намерены сделать некоторые усовершенствования. В первую очередь делаем металлический киль; его вес будет теперь 500 кг, увеличится и площадь бокового сопротивления. Под бушпритом натянем сетку для безопасности работы со стакселем. Усилим штаги. И очень хотим пошить паруса из настоящего материала. Хотя состояние корпуса опасений не вызывает, уже сейчас обклеиваем его еще раз стеклотканью.
В планах значится и пополнение флота клуба юных моряков. Собираемся из шестивесельного яла оборудовать еще одну крейсерскую яхту, только уже не «под старину», а современную — с «авторулевым» и стаксельным гротом.