Архитектурное решение всех рассматриваемых яхт отвечает вкусам владельцев. «Истр» стилизовался «под старину». Корпус тихоходной спасательной шлюпки с большой седловатостью линии борта был дополнен несколько «осовремененной», но сохранившей стиль старинных парусников, рубкой. Общее восприятие «романтичного» судна дополняется парусным вооружением типа тендер и окраской корпуса с фальшивыми пушечными портами.
Компромисс «Эврика» имеет традиционные для современных швертботов пропорции и рациональную конструкцию с надстройкой-баком, что позволило обеспечить большой внутренний объем в каюте сравнительно маленькой яхты. Плавные обводы узкого корпуса «Ската-II» не совсем согласуются с угловатой формой короткой и высокой рубки.
Сравнивая общее расположение обеих шестиметровых яхт, можно заметить. как ширина корпуса влияет на вместимость. На «Эврике» безо всяких хлопот на ночлег можно разместить четыре человека, в то время как на яхте В. Мартовицкого едва хватает места для троих, если считать за спальное место пространство между диванами каюты. Кроме того, на «Эврике» оборудован камбуз и два полноценных шкафа, а на «Скате» только бортовые полочки. Весьма удобна асимметричная планировка на «Истре». Смещенный к правому борту входной люк способствует вытяжке наружу запахов и гари при работе камбуза, расположенного в непосредственной близости. По всем помещениям яхты обеспечен свободный проход при сложенной половине крышки стола.
Все три яхты оригинальны и по конструкции корпуса. При изготовлении судна каждый строитель исходил из имеющегося в наличии материала. Этим можно объяснить и легкосплавной набор на «Истре» и композитную конструкцию обшивки на «Эврике» с применением строительной фанеры. В отличие от этих яхт трудно найти разумное объяснение применению толстой сосновой обшивки на «Скате», да еще и с соединением по пазам на шпонке. Для судов с длиной корпуса около 6 м для обеспечения прочности вполне достаточна толщина деревянной обшивки 12 мм, следовательно обшивка в рассматриваемом случае утяжелена примерно на 50% (около 50 кг), а прочность ее ослаблена пазом и в лучшем случае равноценна 12-миллиметровой. Коробление обшивки и месте пропила неизбежно. Такая конструкция обшивки более трудоемка при изготовлении корпуса, чем обычная с нагелями: нагелевка, поджим поясьев струбцинами или клиньями проще, чем подгонка и забивка шпонки.
Оригинально подмачтовое подкрепление на компромиссе Е. Лебедева в виде продольной части «ломаной» переборки, отделяющей салон от спальной каюты.
Парусное вооружение всех яхт различно. На «Истре» дань романтике удачно сочетается с возможностью быстро уменьшить или увеличить парусность. Некоторая сложность в управлении четырьмя парусами при смене галса вполне окупается тем, что это судно предназначено для плавания в открытом море, где не часто приходится перебрасывать паруса с борта на борт. Интересно, но не совсем оправдано вооружение «Ската-II» шхуной. При лавировке в узких местах управление большим количеством парусов неудобно. К этому же выводу пришел и сам автор.
Компромисс «Эврика»
За основу проекта "Эврика" были взяты хорошо известные и зарекомендовавшие себя парусники: "Цефей", "Корсар" и "Мак-666". Работы по проектированию закончились изготовлением натурного плаза, по которому была окончательно откорректирована таблица плазовых ординат.
Основные данные яхты-компромисса «Эврика»
Длина наибольшая/по КВЛ, м | 6,00/5,40 |
Ширина наибольшая/по скуле, м | 2,50/2,20 |
Осадка килем/швертом, м | 0,55/1,10 |
Водоизмещение порожнем, | кг 800 |
Масса фальшкиля со швертом, кг | 300 |
Площадь парусности, м2; | |
грот | 11,5 |
стаксель | 5,0 |
топовый стаксель | 14,2 |
Шпангоуты будущей яхты я собирал из деревянных реек прямо в комнате. Закладка, включая швертовый колодец и штевни, была изготовлена сварной из стали. С наступлением весны на нее были выставлены шпангоуты, которые крепились винтами к закладным пластинам, приваренным к килю. Обводы "шарпи" существенно упростили раскрой фанеры для наружной обшивки. Борта и днище были обшиты 4-миллиметровой фанерой, палуба — из строительной фанеры толщиной 6 мм.
Для обеспечения непотопляемости и теплоизоляции изнутри по бортам был уложен пенопласт. Снаружи готовый корпус оклеили двумя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле.
Со всеми удобствами во время длительных походов на яхте могут расположиться четыре человека. В носовой каюте оборудованы два спальных места; "ломаная" переборка, подкрепляющая палубу в районе мачты, отделяет эту каюту от салона. Благодаря смещению входного люка от ДП на правый борт удалось оборудовать удобный обеденный уголок. За столом свободно размещаются все члены экипажа, а при необходимости здесь можно оборудовать двуспальное место. Напротив стола по правому борту расположены камбуз с газовой плитой на кардановом пот-весе, шкафы для штормовой и выходной одежды, постельных принадлежностей.
Яхта была спущена на воду и оснащена на Химкинском водохранилище. Основные паруса применили от швертбота "Летучий Голландец", топовый стаксель — от "Фолькбота". После испытаний мы отправили яхту на самоходке в Волгоград, откуда начали путешествие вниз по Волге. Испытания и поход показали, что яхта достаточно мореходна, легко управляется и хорошо идет в лавировку. Фиксатор для румпеля позволил управлять яхтой в одиночку. Во время похода были посадки на мели, но особой проблемы при снятии с них не возникало. Осадка с выбранным швертом составляет всего 550 мм, что давало возможность заходить в неглубокие заливы и подходить к отмелому берегу. Большая ширина судна и массивный фальшкиль обеспечили паруснику остойчивость, которая делает плавание на "Эврике" безопасным и комфортабельным.
Шхуна «Скат-II»
В далеком 1942 г. после семилетки я попал служить на "Скат" — рыболовный траулер, который в годы войны был переоборудован в буксировщик. Как память об этом суровом времени я дал это имя построенной мною несколько лет назад яхте, уже живя в континентальном городе, далеком от моря. Именно поэтому главными требованиями к яхте были габариты, позволяющие погрузить судно в кузов автомобиля, и малый вес, чтобы яхту можно было без подъемного крана спускать на воду. Несколько необычное парусное вооружение — двухмачтовая бермудская шхуна с бушпритом — навеяно романтикой и желанием снабдить каждого члена семьи "персональным" шкотом.
Основные данные шхуны «Скат-II»
Длина, м: | |
наибольшая (без бушприта) | 5,8 |
по КВЛ | 5,0 |
Ширина, м | 1,8 |
Высота борта на миделе, м | 0,8 |
Водоизмещение порожнем, кг | 500 |
Мощность двигателя, Бензиновый двухтактный, кВт/л.с. | 4,4/6 |
Скорость под мотором, км/ч | 10 |
Площадь парусности, м2: | |
шхуна | 12 |
шлюп | 10 |
Осадка корпусом/фальшкилем, м | 0,4/0,7 |
Экипаж, чел. | 3—4 |
В квартире на пятом этаже были изготовлены натесные шпангоуты, штевни, рангоут, дельные вещи, сшиты паруса. Для обшивки заготовили доски (резонансная ель) толщиной 18 и шириной 90 мм. В начале мая во дворе соорудили стапель.
Поясья обшивки соединяли на рейках-шпонках, изготовленных из фанеры, на густотертой краске. Работа хлопотная, но затраты труда и времени впоследствии себя оправдали: корпус, палуба и подволок никогда не протекали. Правда, оказалось, что глубина шпунта 12 мм при толщине досок 18 мм велика: от разбухания кромки поясьев вскоре неприглядно выгнулись наружу (в дальнейшем при постройке новой яхты — "Ската-III" будут использованы доски для обшивки толщиной 22 мм, пропил будет глубиной 8 мм и несколько смещенным от середины кромки к внутренней поверхности обшивки).
На яхте установили старенький "СМ-255Л" и полубалансирный руль. С момента закладки яхты и до ее спуска на воду прошло 2 месяца и 7 дней.
На воде шхуна оказалась вместительным и удобным суденышком, на котором получилась уютная каюта для троих взрослых, разместился солидный запас пресной воды, продовольствия и топлива (на 500 км).
За несколько лет на "Скате-II" были совершены интереснейшие походы по Днепру, Березине, Припяти, Птичи и другим рекам. На Балтике яхта однажды успешно выдержала внезапно налетевший 8-балльный шторм.
Летом 1968 г. мы предприняли тщательно подготовленное путешествие из Минска в Баку, посвященное 50-летию БССР и Компартии Белоруссии. К тому времени шхуна была переоснащена в бермудский шлюп, на яхте установили стальной фальшкиль массой 250 кг, убрали бушприт и изменили очертания форштевня.
Маршрут, который проходил по Днепру, Азовскому морю, Доиу, Цимлянскому водохранилищу, Волге и Каспию, с переброской яхты из Каховского моря в Бердянск по шоссе, привел нас к тому месту, где 20 лет назад закончил свой трудовой путь траулер "Скат". Здесь на "Скате-II" был торжественно приспущен флаг.
Мы освоили немало новых для себя рек и озер на различных судах, а за описание маршрута "В бассейне Эриданы" от редакции "КиЯ" № 45 получили Диплом Первой степени. За время плаваний на "Скате-II" и других судах созрела мысль о строительстве нового, более совершенного судна (конечно — "Ската-III"), который унаследовал бы все достоинства своего предшественника и не имел бы его недостатков.
Тендер «Истр»
В 1978 г. я предложил своим друзьям построить яхту, чтобы совершать плавания по Дунаю и по другим акваториям. В качестве основы использовали отслуживший свой срок спасательный вельбот типа "СШАР-36" с ручным приводом на гребной винт. Корпус его сварной, из сплава АМг-5, размерами 8,0X2,5X1,14. Главным руководством при разработке чертежей будущей яхты служили журналы "Катера и яхты". Особенно полезна была статья "Вторая жизнь спасательной шлюпки", опубликованная в "КЯ" № 55, где мы нашли проект переоборудования 10-метрового катера в моторно-парусную яхту. Хотелось сделать что-нибудь оригинальное, поэтому яхту решили стилизовать под старину.
Основные данные яхты «Истр»
Длина наибольшая/по КВЛ, м | 10,0/7,6 |
Ширина наибольшая/по КВЛ, м | 2,6/2,4 |
Осадка, м | 1,1 |
Надводный борт, м | 0,7 |
Водоизмещение, т | 4,6 |
Площадь парусности, м2: | |
грот | 17,2 |
стаксель | 7,5 |
кливер | 7,8 |
топсель | 6,5 |
Мощность двигателя, кВт/ л. с. | 15/20 |
В первую очередь отрихтовали наружную обшивку, корпус зачистили и загрунтовали: в некоторых местах пришлось даже наложить заплатки на эпоксидной смоле. Затем установили киль, сваренный в виде короба 250X600X500 из стальных листов толщиной 6 мм. Короб был заполнен бетоном (масса 700 кг). Крепили киль к специальному (уложенному между штатным) дополнительному набору (2 стрингера и 6 флоров из дуба 150X150 мм) на болтах М14.
Каркас рубки изготовили из 7 шпангоутных рамок и 4 стрингеров, сваренных из алюминиевого угольника. Рубка обшита фанерой толщиной 10 мм. Такая же фанера пошла на изготовление палубы и кокпита. Рубку оклеили брезентом на краске.
Рангоут из стальных труб (мачта диаметром 80 мм, гик и гафель — 40 мм; бушприт — 60 мм) несколько тяжеловат, но, как мы убедились впоследствии, прочен.
На яхте установили дизель "2ЧСП 10,5/13" мощностью 20 л. с., который был собран из доброго десятка старых списанных двигателей (все члены экипажа нашей яхты — мотористы). Двигатель расположен под кокпитом на дубовом фундаменте, который залит бетоном. Гребной вал имеет опоры скольжения — бронзовые втулки, смазываемые пресс-масленками.
Строительство яхты продолжалось почти два года, и в результате затраченных усилий получился удобный, мореходный крейсер, способный нести полную парусность при ветре до четырех баллов и лавирующий достаточно круто к ветру.
Первое плавание по Черному морю мы совершили по маршруту Измаил — Одесса — Севастополь — Измаил. Из 11 ходовых дней 6 были штормовыми. Пройдено нами было 850 миль, из которых 400 под парусами. Яхта вела себя очень хорошо во всех условиях и показала неплохие ходовые качества. Например, в бакштаг при силе ветра 4—5 баллов скорость достигает 7 уз.