Автор этого очерка С. П. Парилов — конструктор, строитель и капитан 6,5-метрового катера «Эврика» — ветеран водного туризма, знаток нашего Северного края. Еще в начале 30-х годов он с двумя приятелями совершил сложнейшее путешествие по рекам Печорского бассейна.
В №26 сборника Сергей Павлович подробно рассказал о большом северном кольце — интересном маршруте, пройденном «Эврикой» летом 1969 г. Теперь по просьбе редакции он написал о плавании из Череповца на Онежское озеро, по-старинному — Онего, совершенном уже тремя «Эвриками» в 1970 г.
Мысль совершить это путешествие возникла за праздничным новогодним столом. Сразу же договорились отправиться на двух моторках — «Эврике» и «Эврике-2», но вскоре к нам присоединился экипаж третьей однотипной лодки «Светланы». Уточняем списки: всего в плавание отправляются 9 человек, причем, оказывается, женщины изъявляют желание составить отдельный экипаж во главе с бывалым моряком — Майей. Ну что ж! Пусть будет так...
О подготовке к выходу рассказывать нечего, вздохнули мы облегченно только 12 июня, когда, выслушав все положенные напутствия, отдали швартовы. Наконец-то кончилась суматоха, беготня по пыльным улицам! И вот мы уже возносимся на 18-метровую высоту — очень удачно шлюзуемся вместе с трехпалубным теплоходом. Плавание по-настоящему началось.
Штевни двух лодок (отпуск «светлановцев» начался раньше и они ждут нас на Белом озере!) режут гладь Череповецкого водохранилища. На высоких берегах кое-где небольшие деревеньки, стеной стоит вокруг них лес. Все озарено мягким светом заходящего солнца. Размягченные благополучным началом пути и живописными видами, не сговариваясь, решаем сократить путь и сходим в сторону с судового хода. Естественно, тут же садимся на мель. Усиленно толкаем лодки веслами и шестами — ни с места. Наверное, долго пыхтели бы мы, но выручила капитан «Эврики-2». Она — «морж», холодной воды не боится. Кое-как слезли на глубину...
Ночь решили провести на ходу. Мне хотелось посмотреть как будут переносить путешественники ночные вахты и отдых. По-одному — за рулем, остальным разрешено спать. Подошли к месту, где судовой ход делает большой крюк вправо. Подумав, решаю его срезать, правлю по затопленному лесу напрямик. Темновато, конечно, но торчащие из воды пеньки видны хорошо. Точно в установленное время смена вахт — сдаю руль Диме.
Просыпаюсь оттого, что на меня обрушился поток холодной воды. Мы — оба подвахтенных — соскакиваем, как ужаленные. Лодку несколько раз сильно, подбрасывает вверх, все летит со своих мест... Оказалось, из-за поворота навстречу вылетел буксир-толкач, наши рулевые не успели сбавить обороты, и лодки с полного хода врезались в большую волну от буксира, вода хлынула через открытые передние окна. Майя успокоила недовольных сообщением, что холодный душ необычайно полезен...
У Вонгемы встречаемся со «Светланой». Почему-то именно в этот момент портится погода. Дует холодный ветер, моросит дождь. Идем по обводному каналу к Белозерску. Пока осматриваем город, а здесь есть что посмотреть, на набережной около наших лодок собираются белозерцы. Мальчишки, как саранча, облепили борта, пытаются забраться на крыши. Один парень говорит: «Моторку «Эврика» я знаю». Оказывается, читал про нее в сборнике «Катера и яхты»!
Наибольшая длина Белого озера 48 км, ширина — 32 км. Сильный ветер быстро разводит здесь крутую волну, а укрыться негде, нет ни островов, ни заливов. Берега низкие, плоские. Тем не менее решаем проложить курс напрямик через озеро, а не продолжать путь по обводному каналу. Надо проверить людей, как они переносят качку. Ведь впереди Онежское озеро!
С запада надвигается темная грозовая туча. По всем признакам ожидается сильный, но кратковременный ветер с дождем. Так оно и есть. Появились барашки. Лодки стали основательно шлепать на встречной волне.
Идем по озеру уже 2,5 часа. На горизонте появилась какая-то черная точка. Думали сначала, что встречное судно, но потом в бинокль разглядели, что это верхушка церкви. Значит все правильно. Это и есть кожвинская церковь (одноименного села уже нет — затоплено).
Войдя в устье Ковжи, начинаем сразу же подыскивать подходящее для ночлега место. Наш «камбуз» — два примуса «Шмель» и две керосинки — тем временем работает на полную мощность: Алексеевна и Нина готовят ужин. Идем, однако, час, два, а по берегам по-прежнему сухой затопленный лес, приткнуться негде. Уже совсем стемнело, когда, наконец, нащупали какой-то заливчик и стали на якоря. Ужинали при свете фонаря в каюте «Эврики-2»; всем нашлось место, хотя и просторно не было!
Во время ужина зашел разговор о нашем переходе через Белое озеро. Велик ли был риск? Я ответил, что риск до некоторой степени, конечно, был, ведь мы не знали прогноза. Но, с другой стороны, суда испытаны морем, капитаны имеют богатый опыт...
Следующая стоянка в леспромхозовском поселке Ужла. Некоторые из нас никогда не бывали в леспромхозе, им интересно посмотреть на работу в лесу. А главное — в Ужле живет теща нашего морехода Васи Чистякова, да и сам он когда-то здесь начинал свой трудовой путь. Заходим в речку. Два раза приходится «перепрыгивать» через боны, прежде чем добираемся до поселка. На самом его краю — небольшой домик. Стол накрыт, шипит самовар. Хозяйка угощает нас по принципу «чем богата, тем и рада». После торжественного чаепития начинаем знакомиться с вывозкой леса с дальних делянок, разделкой хлыстов, подготовкой к сплаву.
Плывем дальше, В канале, соединяющем верховья Ковжи и Вытегры, вода очень мутная. Часто встречаются землечерпалки, мимо которых надо проходить осторожно, — можно врезаться в натянутый якорный трос. Догнали самоходку «Волго-Балт 21». Идет она здесь медленно, однако обгонять ее смысла нет, так как впереди шлюз № 6. Пока ждем у закрытых его ворот, появляется пассажирский теплоход. В такой компании — «впятером» — и проходим один за другим четыре шлюза до самого Белоусовского водохранилища.
Остановились в тихом красивом заливе. Ужин, приготовленный на костре, показался необычайно вкусным. Долго сидели у огня, пели, вспоминали диковинные истории.
Шлюз № 2 прошли без особой задержки, с той же самоходкой, но потом упустили ее, и у шлюза № 1 ждали оказии не меньше двух часов. Совсем рядом г. Вытегра, где крайне необходимо пополнить запасы горючего, но до конца работы учреждений остается 45 минут. Мчимся на самых полных оборотах, бросаемся в контору склада ГСМ — так и есть, опоздали. Здесь уже складывают бумаги, явно собираются по домам.
Тут еще раз убеждаемся в дипломатических способностях женщин. После того как мне отказали, Майя сумела упросить непреклонных работников склада. Они невероятно быстро оформили какие-то документы, мы уплатили положенную сумму и успели получить 100 л бензина.
Входим в старую протоку, которая разделяет город пополам. Останавливаемся у самого центра города. Рядом ключ, из которого по желобу течет кристально чистая, очень вкусная и очень холодная вода. Тем же вечером гуляем по улицам Вытегры, осматриваем сохраняемый в виде музейного экспоната шлюз № 1 старой Мариинской системы.
К вечеру следующего дня, легко преодолев оставшиеся 18 км, выходим на простор Онеги. Берем курс на Андомский мыс. Слегка покачивает боковая волна. Ветер слабый, дует с берега. Наблюдаем очень красивый, но подозрительно ярко-красный закат. Это, как и официальный прогноз, не радует: завтра будет ветренно.
Загорелся свет маяка на мысу. Через 2,5 часа подошли к нему и стали медленно подбираться к береговым камням. Из воды торчат огромные валуны, в свежую погоду высаживаться здесь невесело! Кое-как устроились, чтобы волна не била о камни, с кормы забросили якоря. Ночевать, однако, опасно. Если волна будет больше — может разбить лодки. Замечаем, что ветер меняет направление и начинает дуть в берег. Быстро-быстро готовим еду — сухого плавника много, так что костер развели грандиозный, а вот ужинать как бы не пришлось на ходу! Да, надо срочно сниматься и идти на ночевку в устье Андомы.
Обогнули мыс и страшно удивились, увидев массу огней. Сначала предположили, что стоит какое-то очень большое судно, но когда подошли ближе, рассмотрели на мачте зеленый свет: дноуглубительный снаряд, а белые огни вокруг — его хозяйство. Проскользнув мимо его якорей и трубопроводов, вошли в реку и пристали к берегу. Вот теперь спокойно легли спать...
Стоит ясное утро. Ветер — юго-западный и довольно сильный, на озере волна. Выходить нельзя. Поднялись только мужчины, экипаж «Эврики-2» «бастует» — спят, а чайник и продукты где-то у них в каюте. Все же удалось найти буханку хлеба; с аппетитом ее уничтожили, запивая водой из реки. Это нисколько не помешало убрать и приготовленный часом позже завтрак. Аппетит отменный. Никто ни на что не жалуется, походная аптечка засунута где-то в дальнем углу.
Идем на Андомский мыс. Он очень высокий, сложен из слоистого песчаника и довольно далеко выступает в озеро. С него великолепный вид вокруг. Уходить неохота. Когда же мы вернулись к стоянке, оказалось, что наши женщины, оставшиеся внизу, совершали экскурсию на местный рыбзавод и умудрились приобрести двух довольно крупных лососей.
Недалеко от нашей стоянки обнаружили пустую избу, на дверях которой написано краской «Кафе «Рыбак». Видимо, это дом рыбака и охотника. Внутри — широкие нары, стол, плита, стены оклеены газетами. Подметаем, заготовляем дрова, и вскоре наши кулинарки подают такую уху и такие оладьи, которые ни в одном другом кафе мира, наверняка, попробовать не удастся! Естественно, ужинаем здесь же, доедая остатки обеденного пиршества...
А на озере тем временем штормит. Закат снова яркий, но уже не похож на вчерашний. На брандвахте рыбзавода узнаем прогноз: обещают днем северо-западный ветер, слабый до умеренного, к вечеру — усиление.
Завтракаем, снимаемся. Берем курс на следующий мыс — Муромский. Волна небольшая, ветер стихает до полного штиля. Вот вам и прогноз! На оконечности мыса полуразрушенные каменные постройки и несколько небольших деревянных домиков. Осторожно подходим к пологому песчаному берегу, лавируя между торчащими из воды камнями. Становится довольно жарко. Первым делом, несмотря на то, что вода холодная, лезем купаться.
Недалеко от берега, среди елей и берез видна небольшая часовня. Надо посмотреть. Встретили нас ее сторожа, очень любезно отперли дверь и все объяснили. Часовня старая, названа по имени Лазаря — основателя Муромского монастыря, который и поныне стоит, заброшенный, на берегу озера. Иконостас увезен в музей. Пол в середине почему-то разобран. Оказывается, внутри стояла еще одна небольшая часовенька, будто бы построенная самим Лазарем. Ее разобрали и увезли в Кижи, так что с ней мы еще встретимся.
Теперь торопимся к мысу Бесов Нос, знаменитому тем, что на нем можно видеть наскальные рисунки первобытного человека (петроглифы). Безусловно, очень интересно найти их и посмотреть. Поверхность озера абсолютно гладкая, как зеркало. По-южному ярко светит солнце. Подходим к небольшому мысу Кладовец и останавливаемся в заливчике.
Повстречавшийся здесь пожилой ленинградец вызвался показать нам рисунки. Это совсем рядом. На гладко отполированном водой граните ясно различаем лебедей с очень длинными шеями, оленей, лосей, рыб. Есть и непонятные изображения. На этом мысу рисунков сравнительно немного, на соседних больше.
Переезжаем на Бесов Нос, выдающийся в озеро почти на полкилометра, с белоснежным маяком. Мыс покрыт густым сосновым лесом, но узкая береговая полоса — голый камень. Серо-красный гранит испещрен рисунками, которые мы уже и сами хорошо разбираем. Находим основной рисунок, давший название мысу. Это человекообразное существо с короткими ногами, торчащими в разные стороны пальцами раскинутых рук. Размер рисунка около двух метров. Всего на Бесовом Носу 89 рисунков на площади около 100 кв. метров. Много их и на следующем мысу Перий Нос, отделенном от Бесова Носа бухтой с великолепным песчаным пляжем. Должен сказать, побережье здесь особенно в солнечный день имеет исключительно привлекательный вид.
Рано или поздно, однако, приходит пора прощаться с этими интереснейшими местами.
Впереди довольно серьезный переход — надо пересекать озеро, выходя к острову Большой Климецкий. Сначала идем вдоль берега, а на траверзе Сосновецкого маяка меняем курс и начинаем править по компасу.'Озеро спокойное. Вечереет. Наблюдаем красивый закат. Примерно часа через два после выхода в открытое озеро различаем в бинокль черную полоску земли. Значит, идем правильно. Озеро пересекли без всяких осложнений, очень спокойно. На острове пристали к берегу, подкрепились горячим чаем, и сразу же взяли курс на Кижи.
На пути множество больших и малых островов и островков, покрытых густым лесом. Кругом тишь и благодать, однако надо быть начеку — идущая впереди «Эврика» с полного хода вылетает на каменистую гряду. Остальные едва успевают свернуть. Общими усилиями сталкиваем лодку с камней. Кажется, отделались благополучно, течи нет. Поздно ночью заметили остров со знакомым силуэтом церкви. Для ночлега выбираем красивый необитаемый островок поблизости.
Здесь мы провели два замечательных дня. С утра — небольшой переход и экскурсия в архитектурнобытовой музей — заповедник Кижи, к обеду возвращаемся на свой «родной» островок, разводим костер (здесь — можно), ловим окуней и сорог на уху. Любопытно, что когда я зашел в контору музея сделать отметку в маршрутной книжке, выяснилось, что мы «нарушаем», так как каждый раз попадаем на остров «неорганизованно» и хуже того — «зайцами». Пришлось исправляться и брать 9 билетов для входа на остров...
Покидаем гостеприимный архипелаг и уже под вечер «высовываемся» в озеро. Онего штормит, куда там! Нашли тихую бухточку да и просидели два дня, как говорится, «ждали у моря погоды». Скрашивала ожидание, можно сказать, всеобщая и круглосуточная рыбалка.
На третью ночь как-то неожиданно ветер стих. Решили не упускать момента — быстро снялись и проложили курс на Петрозаводск. Небольшая волна лениво бьет в левый борт, вроде бы ничего страшного не предвидится. Но только дошли до середины озера, ветер стал свежеть, усилилась бортовая качка. Продолжаем идти прежним курсом. Озеро покрывается белыми крупными барашками. Лодки стало основательно переваливать с бока на бок. По всем признакам дело пахнет основательным штормом, а двигаться по большой боковой волне — дело опасное.
Поворачиваем и с попутным ветром идем в направлении Кондопожской губы. В начале ее много островков и в случае чего можно укрыться. Волна наваливается на корму, качка становится более плавной. Вскоре в бинокль уже видим на горизонте спасительные черные точки, а справа — именно там, где положено, торчит из воды верхушка маяка. Под защитой Шардонских островов качка заметно меньше, хотя ветер дует с прежней силой. Огибаем остров Суйсари и, подойдя к берегу, натыкаемся на большой новый пирс.
У первого же встречного узнаем, что здесь плодоовощной совхоз, а он сам — директор совхоза. Сразу же разговор становится деловым, и вот уже в наших лодках появляются картофель и свежие овощи (огурцы, морковка, редиска, лук). В местном магазине купили несколько буханок хлеба и кое-какие продукты. На костре приготовили великолепный обед. Уничтожив его, занялись поисками горючего. Остатков бензина до Петрозаводска явно не хватит, а купить негде — в совхозе бензина нет, машин не видно. Что делать?
Выясняется, что у кого-то здесь есть моторка, а следовательно, может быть и бензин. Проводим краткое совещание и решаем направить к владельцу моторки нашего выдающегося дипломата. Майя оправдала доверие — разыскала хозяина моторки и каким-то образом выманила у него последние 20 литров — как раз столько, сколько нужно. Говорит— очень помогла старушка, мать хозяина бензина (что значит женская солидарность!).
А ветер дует с прежней силой. Решаем выходить, имея в виду, что всегда сможем укрыться где-либо в заливчике или у острова. Идем точно по судовому ходу, срезать путь нельзя, — слишком часто по сторонам видны буруны, торчащие из воды камни. Волна большая, но пока не опасная, да понемногу и ветер сбавляет силу! Благополучно минуем пролив между островами и входим в Петрозаводскую губу. Еще полтора часа хода уже по сравнительно тихой воде и мы — в гавани Морского клуба, рядом с парусным катамараном «Капитан Уиллис» из Северодвинска. Срочно принимаем «божеский вид» и еще вечером высаживаемся на берег...
Описывать времяпрепровождение в Петрозаводске никакого смысла нет. Отмечу только, что осадка лодок несколько увеличилась, поскольку были приобретены кое-какие сувениры (экипаж «Эврики-2» больше, чем следовало, задержался в универмаге).
Утром 22 июня снова «выходим в море», правим вдоль берега. Погода скверная, льет дождь; спасибо хоть ветер слабый. На обед остановились около деревни Деревянное, потом, когда прояснилось, сделали еще одну остановку в конце большого залива у поселка Шокша. Здесь добывают первоклассный гранит (им облицована, например, могила неизвестного солдата в Москве). Посмотрели, как это делается. А поздно вечером зашли в замечательный залив с прекрасным песчаным пляжем и густым сосняком на берегу. Рядом поселок Шелтозеро и, что очень кстати, совхозная механическая мастерская. Дело в том, что на «Светлане» совсем разболталась валовая линия, необходимо заменить подшипник.
И дальше берег озера очень привлекательный — холмы с густым лесом. На высоких местах населенные пункты. Интересная остановка была у поселка Рыберка — здесь также горные разработки, добывают диабаз.
Тихим теплым днем снова пересекли озеро, причем правили прямо на Петропавловский маяк, хорошо видный в бинокль. Уже под вечер зашли в канал, ночью подошли к г. Вытегре и легли спать. Утром купили кое-какие продукты, а вот достать бензин не удалось; мало того, что выходной, еще и День Военно-Морского Флота! Упоминаю об этом в назидание начинающим — опасайтесь праздников!
Итак, плавание по Онежскому озеру закончено. Проходит еще несколько дней. Мы ремонтируем наскочившую на топляк «Эврику». Находим на берегу, в отвале, черепок, который вполне может быть остатком посуды первобытного человека. Достаем бензин, жаримся на солнце, собираем грибы и, разумеется, ловим рыбу. Дни заполнены до отказа. Однако всему приходит конец, — и вот наша флотилия приближается к родной череповецкой стоянке общества охотников и рыболовов.
Итоги: за 17 ходовых дней три лодки прошли 1160 км, из них по Онежскому озеру 396 км. На весь путь израсходовано 755 л бензина. Плавание прошло интересно.
Было время, когда некоторые из нас выезжали отдыхать неизменно на Кавказ или в Крым. После этого путешествия на Онего все единогласно заявили, что на Севере гораздо лучше!