Итак, идем на Соловки. Не откладывая в долгий ящик, сразу же приступаем к подготовке нового дальнего плавания. Первым долгом приобретаем необходимые карты и книги, жидкостный туристский компас, бинокль и т. п. Тщательно проверяем двигатель, кое-какие детали приходится заменить. Весной с особым старанием ремонтируем корпус.
В городском спортсовете получаю маршрутный лист. В нем указано, что мы — т. е. я, жена, сын и дочь (все хорошо знакомые с управлением лодкой) — идем по маршруту: Череповец — Устюг — Котлас — Архангельск — Северодвинск — Соловецкие о-ва — Беломорск — Кижи — Петрозаводск — Вытегра — Череповец. Конечно, путешествие по такому круговому маршруту должно быть интереснее, чем по прямому с неизбежным повторением пути! Решили выходить в путь, когда на севере еще стоят белые ночи и можно ожидать более тихой и теплой погоды.
Едва дождались момента, когда сборы были окончены. Все проверено, все уложено. Залит бензин. Проверен керогаз (и взята канистра керосина).
5 июля отдаем швартовы. Поворачиваю вверх по Шексне. Небольшая волна ласково покачивает, мерно гудит мотор, как бы говоря: «Будьте спокойны, не подведу». Забегая вперед, должен сказать, что 4,5-сильный «ЗИД», действительно, «отстукал» весь путь без перебоев, мы не имели ни минутной остановки по его вине!
Ночью миновали шлюз № 7, вышли в Череповецкое водохранилище, а в районе с. Топорня повернули е Северо-Двинский канал. Здесь начинается наша кру госветка и здесь же в самом конце июля мы должны замкнуть круг.
6 июля прошли древний Кириллов, а рано утром на следующий день оказались на Кубенском озере, которое встретило довольно большой боковой волной. И вот уже на Сухоне нас подхватило попутное течение, и «Эврика» побежала значительно быстрее своих обычных 9—10 км/час.
Ниже Усть-Печеньги мы заметили какого-то зверя, который довольно резво переплывал реку. Оказалось — большая рысь. Подошли к ней довольно близко, она фыркала и скалила на нас зубы.
Сухона — одна из красивейших рек Севера — привлекает немало туристов, они плывут на лодках и на плотах, идут пешком по живописным берегам. Особенно привлекательны места в районе Опокских порогов. Берега крутые, обрывистые, кое-где высотой до 80 м.
10 июля прибыли в Устюг. И в этом старинном городе есть что посмотреть. Рекомендую посетить краеведческий музей и фабрику «Северная чернь», где можно ознакомиться с редким местным ремеслом — чернением серебра. Фабрика выпускает великолепнейшие ювелирные изделия, которые произвели большое впечатление на женскую часть экипажа «Эврики».
На следующий день утром мы уже вышли на просторы Северной Двины. Левый берег высокий и крутой, на нем много деревьев. Попадаются на высоких местах старинные церкви, ветряные мельницы. Движение очень оживленное, идут пассажирские теплоходы, самоходки, буксиры, снуют юркие сплавные катера. Надо быть начеку! Часто отдыхаем — делаем кратковременные остановки, благо места замечательные.
Днем 13 июля свернули в протоку и через несколько часов пути остановились в районном центре — большом и красивом селе Холмогоры. Отсюда сворачиваем в другую, заросшую густым ивняком протоку. Мелко, днище то и дело скользит по песчаному дну, но мы упорно идем дальше. Вскоре впереди появляется другое село. Это Ломоносовка. Пристаем к высокому берегу — и прежде всего идем в музей М. В. Ломоносова. Он расположен в одноэтажном деревянном доме (бывшая школа), которому 100 лет и который стоит на том самом месте, где стоял дом Ломоносовых, Село славится также мастерами художественной резьбы — на местной фабрике в основном из моржовой кости вырабатывают чудесные вещи!
Еще несколько часов пути, и в вечерней дымке показалась громада моста, а за ним и сам Архангельск. У причалов множество речных и морских судов. Все они расцвечены флагами. На красивой набережной полно народа. Сегодня — «День рыбака». Итак, первый этап путешествия завершен. Путь от Череповца до Архангельска, равный 1550 км, пройден за 8 ходовых суток.
В Архангельске мы провели 3 дня и — снова в путь! Погода резко ухудшилась. Мелкий дождик, сильный холодный северо-восточный ветер. Двигаясь по отдельным рукавам и протокам дельты, уже к концу дня добираемся до лодочной станции Северодвинска — очень красивого, чистого и зеленого города. Приближается начало нашего морского плавания — сначала вдоль берега до мыса Летний Орлов, а дальше открытым морем. Узнаем прогноз погоды на 20 июля. Обещают северо-восточный ветер, слабый, до умеренного, временами дождь, видимость временами слабую. Все вроде хорошо, но направление ветра не совсем благоприятное, а слово «до умеренного» несколько настораживает. На этот раз не только пополняем запас продуктов и бензина, но и берем пресной воды. Все лишнее и не нужное из лодки выбрасываем. Внимательно проверяю двигатель. Подготавливаю «к бою» все наши простейшие навигационные приборы.
Ночью по небольшой протоке выходим в море. Первым долгом все решили попробовать вкус морской воды,— кроме меня никто на море не бывал. Потянуло холодком, переменный дождь, видимость ухудшилась. Двигаемся примерно в 10—12 км от берега. С восходом солнца ветер становится сильнее, а к полудню море покрывается крупными белыми барашками. Лодка легко, как пробка, поднимается на гребень и так же плавно опускается между волнами. Когда мы внизу, все кругом скрывается, видна только одна вода. Иногда высота волны значительно превышает высоту «Эврики».
Наше судно прекрасно ведет себя на беломорской волне, не пришлось даже испробовать чехол, которым мы собирались закрывать кокпит, когда будет захлестывать. Судовая жизнь идет своим чередом. Меняемся вахтами, уставшие отдыхают в каюте. Ночью прошли остров Жижчин и утром, завершив суточный переход, оказались у мыса Летний Орлов, а вскоре на горизонте, справа по курсу, заметили черную полоску земли. Сверились по карте и определили, что это и есть Соловецкие острова. Изменили курс, пошли прямо на них.
Вторая ночь была гораздо приятнее, ветер стих, и лодка, покачиваясь, спокойно шла к цели. Было совершенно светло. Благополучно пересекли мы открытый участок моря, рано утром прошли первый островок и вскоре подошли к самому главному острову архипелага — Соловецкому. Сделали остановку на мысе Восточный Печак. Здесь небольшой населенный пункт, люди заняты добычей водорослей. Между прочим, весь путь от Северодвинска (30 часов) мы шли без горячей пищи, так как волна не позволяла разжечь керогаз. Теперь воспользовались вынужденным перерывом — двигаться опасно (отлив, повсюду торчат большие камни, по местному «корчи»). С приливом переходим в гавань Благополучия, с трех сторон надежно защищенную от ветра и волны.
Здесь с большим интересом осмотрели Кремль, познакомились с историей Соловецкого монастыря.
Наш дальнейший путь снова по морю. Курс держим по компасу, так как никакой обстановки нет. На поверхности воды стали появляться головы нерп и тюленей, совсем близко промчалась небольшая стая касаток. Прошли о-е Большой Жужмуй и вскоре заметили вехи и мигалки, указывающие путь в Сорокский залив, в конце которого и стоит Беломорск. Сразу же идем на телеграф и подаем телеграмму домой о том, что Белое море прошли благополучно.
Не стану подробно описывать плавание по Беломорско-Балтийскому каналу и далее по Онежскому озеру, которое мы пересекали при сильной — уже не привыкать! — волне. А Волго-Балт — это вообще родные места. Белое озеро прошли по обводному каналу, познакомились с Белозерском. И вот уже в розовых сумерках появляется вдали пристань Топорня, еще несколько минут хода, мы — у начала Северо-Двинского канала. Кольцо замыкается.
Днем 31 июля без особой задержки прошли шлюз № 7 и в 20 часов ошвартовались у причала лодочной станции Череповца.
Наша мечта сбылась. Повидали мы и Белее море, и Кижи, и Петрозаводск. Очень интересное было путешествие За 20 ходовых суток пройдено 2840 км, из них по Белому морю 330 км, по Онежскому озеру 370 км. Мы плыли по четырем каналам — Северо-Двинскому, Беломорско-Балтийскому, Белозерскому и Волro-Балтийскому; прошли 33 шлюза, бесчисленное количество озер и водохранилищ. Останавливались в 11 городах Северного края. Вернулись отдохнувшими, загоревшими, с массой впечатлений; привезли увесистый дневник, огромное количество фотоснимков, несколько десятков роликов кинопленки, альбомы с рисунками и великое множество разных сувениров.
Справочные сведения
Заправка бензином. Прямо скажем, нас этот вопрос не беспокоил. Вот они преимущества малой скорости! На карте обозначены те места, где мы заправлялись. На все путешествие потребовалось 420 л бензина. В Череповце (на стоянке об-ва охотн. и рыболовов) приняли 135 л. В Озерском леспромхозе — 80 л. (Сразу же отметим, что на берегах Сухоны и Двины много леспромхозов, сплавных механизированных участков, автопарков и т. п. Бензин и керосин продаются во многих магазинах.) Рядом в Нюксеницах крупная база «Сельхозтехники». В Вел. Устюге, Котласе и Архангельске бензоколонки в городе. В Северодвинске (здесь купили 20 л) колонка в 100 м от лодочной станции об-ва охотников и рыболовов, но талоны продаются только в магазине на рынке. На Соловках большой автопарк; нам помогли (20 л) местные моряки. Надо иметь в виду, что во многие населенные пункты на Белом море войти, особенно на волнении, не так-то просто, поэтому планировать заходы в них для заправки не стоит. На каналах бензин не проблема: в Беломорске купили 20 л в гараже лесозавода, в Повенце 40 л на бензоколонке. В Петрозаводске заправочный пункт расположен далеко от берега; приобрели 20 л в автохозяйстве. На о. Кижи бензина нет. В Вытегре (последняя заправка — 40 л) склад горюче-смазочных материалов в полукилометре от города на самом берегу. В Белозерске можно заправиться без особого труда; в Кириллове колонка в 150 м от берега Сиверского озера рядом с монастырем.
Путевые расстояния. На берегах Сухоны (через 5 км) и Сев. Двины (через 1 км) установлены километровые столбы (белый щит с черными цифрами). Приведем примерные расстояния между пристанями и населенными пунктами (в км) на этой части маршрута: Череповец — 56 — Шексна — 17 — Ирма — 12 — Аристове — 42 — Топорпя — 1 — Соколье — 11 — Кириллов — 23 — Весняково — 5 — Благовещенье — 8 — Менчаково — 4 — Шолекса — 20 — Антоний — 30 — Новленское — 31 — Усть-Кубеиское — 32 — Щера — 16 — Печаткино — 6 — Сокол — 4 — Рабанага — 33 — Усть-Вологодское — 39 — Нозьма — 33 — Шуйское — 19 — Мотыри — 24 — Голуби — 26 — Сухая Речка — 24 — Усть-Толшма — 29 — Усть-Печеньга — 6 — Ухтон-га — 17 — Тотьма — 28 — Камчуга — 21 — Михайловна — 21 — Игмас — 17 — Брусенец —29 — Нюксеница — 22 — Озерки — 11 — Бобровское — 13 — Вострое — 16 — Копылово — 8 — Верх. Тозьма — 13 — Полдарса — 7 — Опоки — 8 — Нижн. Исады — 60 — Вел. Устюг — 16 — Бобровниково — 18 — Красавиио — 15 — Вотложма — 7 — Новинки — 16 — Котлас — 26 — Комарица — 31 — Красноборск — 22 — Пермоорье — 25 — Черевково — 8 — Ракулка — 18 — Коптелово — 5 — Тимошино — 12 — Абрамково — 19 — Верх. Тойма — 20 — Сефтра — 26 — Нижн. Тойма — 22 — Пучуга — 11 — Борок — 7 — Сельцо — 8 — Троица — 22 — Рочегда — 11 — Конецгорье — 30 — Березннк — 19 — Усть-Ваеньга — 19 — Усть-Морж — 21 — Почтовое—16 — Звоз — 20 — Хаврогоры — 8 — Емецк-Луг — 34 — Челмохта — 32 — Ракула — 21 — Копачево — 7 — Орлецы — 27 — Усть-Пинега — 96 — Архангельск.
Расстояния от пристани Топсрня до шлюзов Северо-Двинского канала: № 1 — 2,5; № 2 — 3,0; № 3 — 42; № 4 — 48; № 5 — 56; до «Знаменитого» — 156.
Расстояния между 19 шлюзами Беломорско-Балтийского канала вы можете узнать в Медвежьегорске, где надо получить разрешение на шлюзование.
Примерные расстояния до пассажирских причалов и шлюзов Вол-го-Балта от устья р Вытегры до: шлюза № 1 — 14; г. Вытегра — 15; № 2 — 24; № 3 — 30; № 4 — 31; № 5 — 32,5; Девятины — 37; № 6 — 39; Анненский мост — 70; Курдюг — 103; Конево — 123; Крохино — 182; Горицы — 212; Иванов Бор — 225, Топорня — 229; Аристово — 271; Ирма — 283; Шлюз № 7 — 300; Усть-Угольское (Шексна) — 301; Череповец — 356.
Литература
- 1. В. М. Малков, В. А. Минеев, «По северу». Путеводитель (Вологодское книжн. изд-во, 1960 г.; 55 коп.). Даны краткие сведения по маршрутам: Вологда — Котлас; Котлас — Архангельск; Вологда — Череповец; Череповец — Ленинград. Имеются схемы маршрутов. Указаны путевые расстояния.
- 2. С. С. Подъяпольский, «По Сухоне и Северной Двине» (Изд-во «Искусство», М., 1969 г.; 37 коп.). Книга рассказывает о наиболее интересных памятниках искусства.
- 3. «По Севернойй Двине. От Устюга до Архангельска» (ГУГиК МВД, М., 1958 г.; 20 коп.). Приведены 12 схем отдельных участков маршрута с кратким описанием.
- 4. «По трассе пяти морей». Редактор-составитель В. Малков. (Сев.-зап. изд-во, Вологда, 1965 г.; 25 коп.). Описано путешествие по Волго-Балтийскому водному пути. Схем нет. Краткие сведения о достопримечательностях.
- 5. В. Малков, «По Волго-Балту» (Сев.-зап. изд-во, Вологда, 1966 г.; 60 коп.). Описаны маршруты от Ленинграда до Череповца, от Вытегры до Беломорска и от Кириллова до Вологды. Богатый справоч ный материал. Имеются схемы маршрутов.
- 6. «Карелия». Туристская схема (ГУГиК, Москва, 1969 г.; 20 коп.). Схема знакомит с достопримечательностями Карелии и безусловно полезна туристу.
- 7. «Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина». Туристско-маршрутная схема (ГУГиК, М., 1965 г.; 40 коп.). Выкопировки из этой схемы с указанием рекомендуемых курсов приведены в статье В. А. Лазарева «Три маршрута» в сборнике № 7.
- 8. «Атлас Вологодской области» (ГУГиК, М., 1965 г.; 1 руб.).
- 9. Карта; Вологодская область. Масштаб 1:600 000 (Москва, 1965 г.; цена 23 коп.).
- 10. Карта: Архангельская область. Масштаб 1:1 500 000 (Л4осква, 1968 г.; цена 23 коп.).
- 11. Карта: Карельская АССР. Масштаб 1:750 000 (Москва, 1969 г.; цена 26 коп.).
- 12. Карта: Карельская АССР, Архангельская, Вологодская области (Москва, 1965 г.; цена 23 коп.).
Примечания
1. Описание и чертежи этого катера, самостоятельно построенного Сергеем Павловичем Париловым, были приведены в №19 1969 г.