С целью сравнения эксплуатационных характеристик серийных лодок и подвесных моторов по инициативе конструкторов в прошлом году был проведен большой и очень интересный испытательный переход по маршруту Астрахань — Москва. В этом походе принимали участие представители ЦКБ и многих заводов, но я думаю, что лучше перечислять не фамилии участников плавания, а заводские марки лодок и моторов, в основном уже известные читателям сборника.
Итак, в нашей колонне можно было видеть куйбышевскую продукцию — «Прогресс» с опытным мотором «Вихрь-30»; две «Оби» из Новосибирска под обычными «Вихрями»; пермскую «Каму»; ярославскую «МКМ»; две новые «Казанки-2» (одну из них с казанской же новинкой — двумя «Приветами», другую — под двумя «Вихрями-30»); две модернизированные «Казанки-3»; новую пластмассовую мотолодку «Ладога» саратовской постройки и, наконец, «Крым»), Флагманским кораблем шел большой водометный катер москвичей «Эврика».
Сбор всей эскадры был назначен на 9 августа в Астрахани, поэтому нам, крымским жителям, пришлось начать плавание раньше — с перехода из Жданова (сюда мы вместе с лодкой добрались сушей) на Волгу.
На «Крыме», который предстояло испытывать, были установлены два «Вихря», таким образом общая мощность приблизилась к 40 л. с. Запас бензина составлял 140 л; снабжение и мы сами — три члена экипажа лодки весили примерно 450 кг. В итоге выходила довольно приличная нагрузка. Приняв и разместив все свои запасы и настроив технику, мы наконец-то — стартовали. Это было 2 августа.
Взяли курс вдоль берега на Таганрог, однако уже спустя два часа один из мотороз замолк: из-за плохой приварки конденсатора к лапке крепления были смяты прерыватели и раздавлен сам конденсатор. Идем дальше на одном моторе, но еще через полчаса выходит из строя его бобина. Небольшая перестановка деталей — и мы снова идем вперед, а добравшись до Таганрога бросаемся на усиленный поиск всего недостающего для замены. Конечно, как и во всех других городах по пути следования, никаких запчастей к «Вихрю» в магазинах не оказалось, поэтому дело предстояло не из легких. Как бы то ни было, оба мотора были укомплектованы и мы снова вышли в залив. По трехбалльной азовской волне дошли до устья Дона, а затем стали подниматься по реке. Берега великолепны, так и манят к остановке, но необходимо торопиться. Обнаружились первые слабые места — на днище. Используем предусмотрительно взятые инструмент и ремонтную аптечку.
Цимлянское море встретило нас крутой волной и ветром, создав прекрасные условия для испытания качеств «Крыма». И не только встретило — все 200 км плавания по этому морю проходили в таких тяжелых условиях.
Мы немного опасались шлюзов, планируя задержки у каждого из них. Однако мощная техника и отлично налаженная диспетчерская служба Волго-Донского судоходного канала позволили нам всего за 7 часов преодолеть 110 километров пути с 13 шлюзами.
И вот мы на Волге. Идем вниз. Начинается обилие проток, мы дважды сбиваемся с основного русла реки, подолгу блуждаем в поисках выхода. В результате — едва успеваем к общему старту, а ведь надо еще подкрепить все не внушающие доверия узлы днища...
В путь! Теперь впереди 3200 км совместного плавания, из них более 800 км приходится на водохранилища. Хорошая проверка и мореходных качеств лодок, и надежности моторов!
В Саратове к нам присоединилась «Ладога». Эта стеклопластиковая лодка с привлекательным внешним видом наверняка будет пользоваться спросом, несмотря даже на высокую цену. Кстати говоря, это была единственная лодка с мотором «Москва-25». По общему мнению «сердце» его вполне здоровое, но вот гребной вал пришлось дважды менять из-за поломки в одном и том же месте — в районе шпоночного паза. В основном все участники шли на моторах «Вихрь», неплохо себя зарекомендовавших.
Это пока самый надежный из всех серийных моторов. Правда, заводам не мешает обратить внимание на качество сборки, так как через 30—40 часов работы разбалтывается крепеж и в самый неподходящий момент разъединяется тяга реверса или отдаются болты в нижней части «сапога».
Пробег проходил без особых происшествий. Первые 10 дней погода нас, прямо скажем, баловала.
Выйдя в Куйбышевское водохранилище, мы сразу же встретили 3-балльную волну, а на участке Сенги-лей — Ульяновск волна была уже на все 4 балла. Оцениваем обстановку. Запас топлива на исходе. До Ульяновска может хватить, если идти по прямой, но впереди сплошные белые барашки, да и ветер не меньше 7 баллов. Часть лодок пошла вдоль берега, а наиболее мореходные — прямо. Спортивный азарт берет верх, и мы тоже поворачиваем в беснующие волны (вдали от берега они положе, но зато повыше). Выжимая все лошадиные силы, несемся по тугим волнам, догоняя «соперников». Скорость не менее 35 км/час. В Ульяновск приходим на последних каплях бензина. Швартуемся в тихой гавани испытательной водной станции моторостроительного завода. Знакомимся с достопримечательностями города, ленинскими местами. Курс на Казань, родину дюралевого флота, который скоро пополнится новой «Казанкой-2», значительно более мореходной, чем ее предшественницы. На этой лодке любители скоростей смогут развернуться в полную мощь: на нее явно удастся поставить автомобильный двигатель в 50—70 л. с.!
За штурвалом «Казанки-2» опытный рулевой, ео конструктор В. В. Решетников. Он с удовольствием демонстрирует всем желающим испытываемые «Приветы» мощностью около 22 л. с.
Можно не сомневаться, что меньший, чем у «Вихря», вес и простота в обращении сделают «Привет» очень популярным мотором. Только уж скорее бы его доводили и пускали в серию! Интересны сравнительные данные испытаний на нашей лодке с двумя человеками на борту: с «Вихрем» — 35 км/час, с «Приветом» — 43 км/час. В Казани нас очень радушно встретили представители местных заводов, однако повлиять на погоду и они не смогли: дальше нас неизменно сопровождали дожди с сильным ветром, резко похолодало. Но это бы еще полбеды: в Горьком нас заправили плохой горючей смесью (некачестзенное масло) и в результате поршни у некоторых моторов заклинило, в том числе и один из наших. У нас запасного поршня не было и «Крым» отстал от всей группы. Долгий поиск поршня в Касимове оказался безрезультатным. На наше счастье подошел один добрый человек и предложил свой мотор «Вихрь». И сейчас не знаю, как нам благодарить Валентина Сергеевича Филиппова за явно своевременную помощь. Заменив мотор, мы скоро догнали ушедших вперед участников похода.
Далее путь лежал по очень извилистому руслу Оки с обилием мелей и живописными берегами. Ясно, что такое сочетание приводило к частым остановкам. Да и вообще, постоянными спутниками нашего плавания были отсутствие нормальной заправки (беда №1), наезды на топляки и мели, перерезанные шпонки. Добавлю, пожалуй, еще и сон за баранкой в тихую погоду и при длительном управлении лодкой: ведь приходилось сидеть за рулем по 8—9 часов!
Закончился этот первый в стране испытательный поход 14 сентября у гранитной набережной столичного парка культуры и отдыха имени Горького. Нас встретили по славной русской традиции хлебом с солью, а также цветами и музыкой. В деловой и дружеской обстановке подвели итоги, отметив, как водится, и недостатки, и положительные стороны «мероприятия», единодушно высказались за необходимость проведения подобных походов в дальнейшем.
В целом о результатах похода расскажет, очевидно, кто-нибудь другой, а мне хочется подвести итоги 4500-километрового испытания нашей лодки «Крым». Безусловно, пользу этот пробег дал большую, выявив необходимость совершенствования отдельных узлов и устройств. Все это сразу же по возвращении нашло отражение в чертежах лодки, подготавливаемой к выпуску,— в частности мы усилили прочность днища, изменили конструкцию тента. Прекрасно выдержал все приключения транец, несший два «Вихря».
Достаточная мореходность, довольно высокая скорость, устойчивость на ходу и отличная управляемость «Крыма» полностью подтвердились в самых разных условиях плавания. Лодка вполне пригодна для дальнего туризма. Особо отметим, что, установив два «Вихря», можно, как мы выяснили во время пробега, буксировать лыжника со скоростью около 50 км/час.