Первое в нашей стране дальнее плавание на парусно-гребной байдарке совершил в 1930 г. по маршруту Москва — Астрахань известный в то время боксер Ж. Пелькин со своим приятелем С. Аникиным.
Двухместная байдарка для этого похода была специально спроектирована и оборудована экспериментальными мастерскими Международного Красного стадиона в Москве. Она имела длину 5,2 м при ширине 0,95 м и высоте борта 0,42 м. Обшивку набрали вгладь из еловых реек толщиной В мм на 1В гнутых дубовых и одном усиленном натео ном (в месте крепления мачты) шпангоутах. Деревянную обшивку оклеили перкалем на эмалите и окрасили нитрокраской. Байдарка имела два герметичных отсека плавучести и объемистый багажный отсек. Треугольный парус площадью 3,5 м2 в сочетании с боковыми шверцами позволял ходить достаточно круто к ветру. Предусматривалась и возможность установки импортного бортового мотора, но мотор к моменту старта получен не был и пришлось обходиться без него!
Поход начался ранней весной, по полой воде. На Москве-реке еще шел лед. Предполагалось, что быстрое течение паводка позволит сократить время прохождения пути до Нижнего Новгорода.
Отважных путешественников провожали у Дворца ВЦСПС. На гранитной набережной собралась огромная толпа. Здесь были и представители спортивных организаций столицы и жители ближайших кварталов. Яркоокрашенная байдарка участников похода и многочисленные лодки провожающих привлекали всеобщее внимание, и толпа все росла. Оркестр заиграл марш, в воздух взвилась ракета, и путешественники отчалили...
К сожалению, командир этого беспримерного похода не сохранил никаких записей, поэтому только по его рассказам можно восстановить кое-что из пережитого. Вот несколько эпизодов.
Быстрое течение позволило к концу первого же дня пройти около 80 км. Отдельные льдины не представляли опасности; пока было светло, их легко обходили, но с наступлением сумерек байдарка стала ударятся о них все чаще и чаще, попадала в водовороты, и гребцы окончательно выбились из сил. Скорость течения на отдельных участках достигала 12—15 км/час. Река разлилась так широко, что временами с обоих бортов до самого горизонта виднелась только вода, вода и вода. Из нее кое-где торчали отдельные деревья, появлялись и исчезали, как миражи, деревенские избы, окруженные полой водой...
Ночь опустилась неожиданно быстро, и путешественники оказались среди бескрайнего водного простора в полной темноте. Тогда не только в деревнях, но и во многих районных центрах электричества еще и в помине не было! Пришлось плыть наугад, всецело отдавшись воле течения. Вокруг одинокой, сильно перегруженной байдарки шуршали и с глухим треском раскалывались льдины. Усталых путников клонило в сон, а берегов все не было и не было...
Решили по очереди спать, сидя в лодке, чтобы хоть как-то экономить силы. Прошло несколько долгих, томительных часов опасного плавания. И вдруг — неожиданный толчок. Берег! Наконец-то! С трудом вытащили затекшие ноги, немнопр попрыгали, чтобы согреться, кое-как поставили палатку на холодную, сырую землю, улеглись и мгновенно уснули. Вскоре кто-то начал снаружи дергать край палатки. Оказалось, ночью вода продолжала подниматься, и привязанная (к счастью) к палатке байдарка, всплыв, разбудила усталых путешественников. Пришлось срочно перетаскивать и палатку, и байдарку в более безопасное место...
В первые дни подолгу блуждали по бескрайним разливам в поисках русла. Не имея хороших карт, могли ориентироваться только по крупным населенным пунктам, которые встречались довольно редко. В отдельных местах, особенно на Оке и Волге, ширина разлива достигала нескольких десятков километров. Попадались зверьки, спасающиеся на деревьях затопленных островков, плывущих по реке льдинах.
За Нижним Новгородом плыть стало легче — вода здесь уже начала входить в берега. Заметно потеплело. Можно было снять штормовые куртки и шерстяные фуфайки. Ветры дули слабые, и почти весь путь приходилось работать веслами. Под Жигулями, на пятнадцатый день похода, в первый раз искупались. А в Саратов прибыли уже в одних майках, обветренные и загорелые.
Весь путь от Москвы до Астрахани был пройден за 38 дней — из них 36 ходовых и два дня полного отдыха. Насколько известно, поход на байдарке по маршруту Москва — Астрахань в половодье так и остался единственным в истории отечественного водного туризма.