В июне 1930 г. вошел встрой Сталинградский тракторный завод, а уже через несколько лет на нем была создана сильная по тем временам парусная секция.
В 1935 г. на водной базе завода рядом с многочисленными гребными и даже моторными лодками стояли три швертбота-двухшвертовика. Это были суда классического для Волги — американского типа, заводской постройки: «Норд» и «Эол» с площадью парусности по 30 м2 и «Вега» с площадью 20 м2. В это время такие же суда получили и другие заводы города, а спортивные общества «Локомотив» и «Спартак» имели и более крупные швертботы — «Отличник» (45 м2) и «Моряна» (40 м2). Самым неудачным судном в городе был швертбот под названием «Темп», который неизменно опрокидывался на всех гонках. Любопытно, что один из самых ярых яхтсменов Васин сам спроектировал и построил маленькую яхточку «Инга» с парусом 5 м2. Позднее он был направлен от нашего города участником похода на паруснике «Товарищ» вокруг Скандинавии, а сейчас это, пожалуй, старейший из яхтсменов Волгограда.
Парусная секция тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского была самой многочисленной, очень дружной, инициативной и задавала тон в городе, особенно с 1936 г., когда наш ветеран, руководитель водной базы завода Иван Петрович Голев начал строить одно за другим «самодельные» суда. Это были «Снарк», «Блитц», «Шквал», «Мираж» и, наконец, два оригинальных швертбота «Парадокс» и «Тайфун». Все построенные им суда с успехом выступали на городских гонках и часто оказывались впереди «американцев».
В те годы очень плохо было с парусиной. Поэтому на мачтах наших судов можно было увидеть самый разный материал: перкаль, плащ-палатку, а то и просто оеденькое полотно. «Голь на выдумки хитра»: иногда перед гонками мы пропитывали полотняные паруса хитрым составом, главными частями которого были крахмал и сырые яйца. Единственный хороший парус был на «Блитце»; пожалуй, случайно удалось получить удачную форму с отличным «пузечком» (как мы тогда говорили). Плоскодонный «Блитц» на Поволжской регате 1937 года при слабейшем встречном ветре обошел почти все суда, после чего многие яхтсмены, в том числе известный мастер спорта и конструктор Н. А. Мясников, специально приходили смотреть на этот «лапоть» — одну из первых конструкций И. П. Голева.
В городе проводились и классные гонки, и гонки с пересадкой рулевых. Судил соревнования всегда старый парусник Иван Степанович Болотин. Лучшему рулевому затем давали и лучшее судно.
За право участия в Поволжской регате даже в качестве матроса также проводились отдельные гонки с пересадкой. Молодежь очень охотно занималась парусным спортом, и число рулевых и матросов было около десяти на судно. Основой нашей спортивной работы были систематические соревнования с пересадкой рулевых. Именно в результате таких гонок секция вырастила со временем не только многих чемпионов города, но и чемпионов Поволжья, Российской федерации, призеров Первенства Советского Союза.
Парусники тракторного после закрытия навигации составляли костяк лыжной секции. С молодежью зимой проводились теоретические занятия. Строили суда. Свои отпуска мы, как правило, проводили в походах под парусами. Так, в 1939 г. прошли на трех швертботах почти всю Волго-Ахтубинскую пойму.
Ребята рассматривали занятия парусом как добровольную подготовку к службе во флоте. Недаром многие члены секции стали военными моряками (например, Г. Григорьев, А. Черкес, Н. Графов, Е. Райку нов — Герой Советского Союза, А. Неверов, В. Коновалов).
Команда парусников города, которую составляли в основном тракторозаводцы, была дружной и дисциплинированной. Это отметил Валерий Чкалов, когда в 1938 г. он был главным судьей соревнований в Горьком. Команду горьковчан он пристыдил за расхлябанность на параде, а нас привел в пример. Сказал: «Смотрите на сталинградцев, приехали за тысячу километров, — а все в одинаковой и, главное, в выглаженной форме!» Кстати, до этого года он и сам почти всегда участвовал в соревнованиях. До сих пор в Горьком проводят традиционную 50-мильную гонку, которая так и называется — Чкаловская.
Несколько слов о швертботах И. П. Голева, строившихся в небольшой мастерской, принадлежащей секции завода. Особенно интересным был «Парадокс». Его конструктор решил совместить выработанные веками обводы рыбацкой лодки и достоинства современного швертбота. Его корпус состоял из узкой подводной части и широкой плоскодонной надводной части.
При сильных встречных ветрах «Парадокс» оказался очень остойчивым судном, так как с креном шел как бы на двух корпусах. На попутных курсах, без крена, швертбот развивал хорошую скорость, так как боковые части днища воды не касались, однако при крене скоростью нельзя было похвалиться: носовая часть погружающегося борта вызывала сильное волнообразование Пришлось изменить обводы — скулы оттянуть от форштевня назад и несколько приподнять. После этого в городских соревнованиях швертбот уверенно занимал 1 и 2-е места среди судов парусностью 20 м2.
В 1940 г. «Парадокс» и «Мираж» решили отправить в Горький на Поволжскую регату. К сожалению, к началу регаты суда опоздали и в гонках не участвовали, зато они прошли хорошую проверку в обратном походе. Зимой 1941 г. был заложен новый швертбот аналогичной конструкции, но значительно больших размеров (класса «Р-45»), Начало войны помешало закончить его достройку и испытания.
Ветераны парусного спорта — И. П. Голев, В. И. Акимочкин, К. И. Кук-сгаузен — будучи сами способными инженерами и техниками, прививали молодежи не только любовь к труду, но и вкус к новаторству, созданию новых конструкций (не случайно большая часть довоенных парусников работает сейчас в конструкторских бюро). С одинаковым интересом слушали молодые парусники рассказы о спортсмене Валерии Чкалове и рассказы о конструк-торе-судостроителе Ростиславе Алексееве, который проектировал и строил яхты, пытаясь вывести их на глиссирование...
Прошло несколько лет. Окончилась война. Многие парусники с тракторного не вернулись на завод.
Однажды на крутом берегу, где раньше стоял наш яхт-клуб, появился демобилизованный летчик, который еще в довоенные годы немного ходил под парусами. В 1943 г. во время своего 41-го боевого вылета Виктор Заяц был тяжело ранен и остался без ноги. Однако теперь это не остановило его, когда ему предложили восстанавливать водноспортивную базу тракторного завода. Хотелось быть полезным молодежи, самому снова ощутить стремительность движения. Не раздумывая, принял он «водную базу» — полуразрушенную землянку, которая стояла как раз на том месте, где Голев строил свои швертботы. Вместе с В. Акимочкиным — неизменным тренером парусников с 1938 г.— Виктор организовал секцию буквально на пустом месте.
В 1947 г. появилась первая старенькая яхточка, построенная неизвестно где и кем. В следующем году добились приобретения двух новых швертботов, а еще через год парусная секция уже участвовала во Втором Первенстве РСФСР в Таганроге. 7-балльный ветер встретил яхтсменов. В открытом море решились проводить только эстафету; остальные гонки проходили в гавани. Начали эстафету «Ерши» — самые маленькие швертботики с зарифленными парусами. Один из них уверенно вел Виктор; на повороте он упал за борт, но все же сумел отлично закончить свой этап, обогнав нескольких соперников. Результат: команда города получила 1-е место за эстафету! В последующие дни были проведены гонки с пересадкой в классах «Л-4», «М» и «Ерш». И здесь команда нашего города заняла 1-е место и стала чемпионом РСФСР в классе «М».
В 1950—1952 гг. из Москвы привезли несколько старых яхт. После того как заводские ребята их восстановили, число судов в нашей секции дошло до рекордной цифры 12. В это же время сами построили буер собственной конструкции.
Началась и организация водно-моторной секции, в работе которой сразу же приняли участие многие тракторостроители. Строили гоночные суда, осваивали моторы, участвовали во многих соревнованиях. Сам Виктор Заяц, по сути дела будучи больным (сказывалось тяжелое воспаление легких, полученное ранней весной 1956 г. при поисках затонувшего мотора), сумел завоевать звание чемпиона СССР по водно-моторному спорту и неоднократно занимал призовые места.
Коллектив вырастил четырех мастеров водно-моторного спорта и многих известных яхтсменов, таких, например, как молодой мастер спорта «финнист» Виктор Гурьянов.