Любой мальчишка мечтает о море, парусах и путешествиях. Мечта эта привела меня в 1967 г. в судомодельный кружок, а затем и в водно-моторную секцию. После окончания института и службы в армии в 1980 г. я вернулся в Читу и пошел работать в родную школу № 33 учителем технического труда.
Чита стоит на берегу озера Кенон площадью около 14 км2. Ветров у нас бывает достаточно, поэтому не использовать столь благоприятные условия для занятий парусным спортом просто грешно. Весной 1981 г. с двумя восьмиклассниками мы построили первую парусную доску по чертежам, опубликованным в «КЯ» №54. К сожалению, мы не успели даже научиться управлять ею — серфер, хранившийся в сарае на берегу озера, сгорел. Но и те несколько выходов, что мы успели сделать, дали хороший заряд энтузиазма. Тогда я уже окончательно решил, что ребят надо организовать, создать парусную секцию.
С 1981 г. наша небольшая (до 15 воспитанников) парусная секция начала работать. Осенью того же года Н. В. Постригань, директор только что организованного Областного клуба юных моряков, выделил нам две списанные гребные лодки типа «Березка».
Одну из них мы восстановили, а другую переделали в швертбот. Работать приходилось в основном на лестничной площадке, поскольку другого помещения директор клуба не мог нам выделить при всем его желании. Как бы то ни было, но к лету швертбот, названный «Корсаром», был готов к спуску на воду. Должен сказать, что он получился довольно удачным. Парусность 7 м не покажется большой, если учесть, что ширина корпуса на миделе увеличена примерно на 150 мм за счет установки переборок фор- и ахтерпиков.
Дважды из-за отсутствия навыков в управлении ребята опрокидывались на этом швертботе, но в обоих случаях силами экипажа он легко ставился на ровный киль. При этом экипаж, находясь в залитом водой кокпите, мог спокойно отчерпать воду и продолжить тренировку.
В 1982—1983 учебном году мы объявили массовый набор в секцию. Моими помощниками стали ребята, строившие первые лодки. К лету у нас было уже три «Корсара», парусная доска и «Оптимист», построенный по книге С. Ветрова «Пионерская судоверфь». Каждый выход на воду становился для ребят праздником, но отсутствие какой-либо базы на берегу являлось большой помехой для тренировок.
Зимой следующего года мы построили лишь один новый серфер. Ребята, составлявшие костяк секции, закончили школу, а у меня была очень большая учебная нагрузка. Только осенью появилась возможность всерьез заняться делами секции. Тогда же в школе нам выделили комнату площадью около 60 м2, а секцию включили в состав вновь открывшейся Городской станции юных техников № 4. Проще стало с инструментом. Благодаря этому к лету 1985 г. ребята построили еще два «Оптимиста» и одну парусную доску.
Областной клуб юных моряков предоставил нам место на своей территории для хранения судов и вооружения, поэтому тренировок удалось провести намного больше, чем в предыдущие годы.
Сейчас в составе нашей флотилии три парусные доски и три швертбота. В заделе два виндсерфера, «Оптимист» и стеклопластиковый «Мотылек» (строили по чертежам, опубликованным в «КЯ» №27). Полагаю, что этим летом мы проведем, наконец, первые соревнования.
В перспективе — переделка в швертбот «Кефали», строительство тренерской парусно-моторной лодки, пенопластового «Виндгляйдера-соинора» (укороченный вариант). Мечтаем также построить крейсерский швертбот типа «Морской еж» для плаваний на Байкале.
К сожалению, есть причине, препятствующая развитию парусного спорта, — отсутствие материалов Нет березовой фанеры (используем сосновую строительную), трудно достать стеклоткань, эпоксидную смолу, пенопласт. Из того, что есть под руками, строить действительно хорошие лодки нелегко. И все же считаю, что если ребята не только гоняются на лодках, но и сами их строят, то пользе для них несомненно большая. Занимаясь постройкой, школьники обучаются и столярному, и слесарному делу, работают на различных станках, читают и выполняют чертежи, получают и закрепляют на практике умения и навыки, которые обязательно пригодятся им в жизни. Ребята делали сами даже спасательные жилеты, пока не появилась возможность купить их в магазине.
В 1981—1983 гг. в Чите работали еще две парусные секции Областного клуба юных моряков. Их воспитанники построили несколько «Оптимистов», виндсерфер, два буера. В этом году планируется закупить десять парусных досок, так что можно надеяться, что парусный спорт в Чите получит дальнейшее развитие.
Большим подспорьем в нашей работе является журнал «Катера и яхты». Имея под рукой почти полный комплект журналов, нам несложно найти необходимый справочный материал по технологии постройки, чертежи интересующих лодок. Хотелось бы, чтобы в «Катерах и яхтах» печатались рекомендации по работе с детьми и даже методические разработки занятий для групп разного срока обучения. Подобные сообщения помогли бы жителям многих «сухопутных» городов приобщиться к занятиям парусным спортом. Жаль, что литературы для самодеятельных судостроителей выпускается совсем немного. Возможно, это одна из причин того, что большинство детских парусных секций организованы или при взрослых яхт-клубах, или вблизи от них. Юные судостроители и яхтсмены имеют возможность обратиться и за советом, и за практической помощью к своим взрослым соседям. Для нас же «Катере и яхты» являются, образно говоря, «окном в парусный мир».