Широкую известность и распространение получила выпускаемая на Ленинградской верфи ВС ДСО профсоюзов яхта-швертбот Т-2. Учитывая большой статистический материал о достоинствах и недостатках этой яхты, накопившийся за последние годы, перед конструкторским бюро верфи стояла сложная задача. Требовалось спроектировать современную яхту, предназначенную для плаваний по внутренним водам страны, простую в управлении, надежную в эксплуатации, пассажировместимостью 4—5 чел., способную успешно выступать в гонках.
К лету 1985 г. основные проектные работы были завершены, к осени — построен опытный образец, получивший условное наименование "ЛЭС-22".
Яхта представляет собой классический тип судна с вооружением «бермудский шлюп», прямой линией борта, развитой рубкой, оставляющей, тем не менее, широкие участки палубы вдоль бортов и на баке, с самоотливным кокпитом и ахтерпиком.
Судно имеет гоночный балл в пределах V классе IOR и классифицируется как яхта с падающим килем.
Выбранный тип судна — яхта с внутренним балластом и швертом — наиболее полно соответствует своему назначению — плаванию как по ограниченным акваториям с мелководными участками, так и по обширным водным пространствам. Учтены также необходимость более легкой транспортировки яхты и обеспечение возможности подхода к берегу в любом месте.
Граненые обводы корпуса разработаны с учетом использования обшивки из бакелизированной фанеры, отличающейся хорошей механической прочностью и долговечностью.
Поперечный набор корпуса составляют девять рамных шпангоутов, большая часть которых служит элементами внутренней обстройки. Детали рамных шпангоутов изготовлены из дуба (флоры и нижние ветви], сосны и авиационной фанеры.
Корпус имеет развитый продольный набор: массивную килевую балку из ламинированной древесины, по два скуловых стрингера и по четыре промежуточных на борт. Палуба с бортом соединяются на привальных брусьях. Весь продольный набор изготовлен из древесины хвойных пород. Дубовый ламинированный форштевень соединяется с закладкой на болтах и клею.
На опытном образце палуба и рубка изготовлены из бакелизированной фанеры. На серийных яхтах рубка и кокпит будут стеклопластиковыми.
Для обеспечения требуемой правилами остойчивости яхта снабжена внутренним балластом в виде шести 45-килограммовых чугунных отливок, закрепленных к килю в трех шпациях в районе носовой части швертового колодца. Опыт кренования подтвердил расчеты: яхта имеет необходимый запас остойчивости при крене 90°.
Палубное оборудование включает в себя четыре шкотовые лебедки, две из которых стоят на площадках на комингсах кокпита, а остальные — на рубке.
Для крепления снастей бегучего такелажа установлены кулачковые стопора.
Носовой и кормовой релинги и шесть леерных стоек изготовлены из стальных нержавеющих труб и соединены двумя рядами лееров.
По кромке рабочей палубы установлен фальшборт из перфорированного алюминиевого профиля. Для швартовных концов в носовой и кормовой частях палубы предусмотрены палубные клюзы и утки.
Шверт массой 116 кг выполнен из листовой стали толщиной 12 мм. Для его подъема предназначена лебедка, расположенная под бимсом гика-шкота в центре кокпита и установленная таким образом, что на ней может работать рулевой. Если ручку лебедки вставить спереди бимса, то швертом могут управлять шкотовые матросы. Шверт-тали проведены от шверта к лебедке по левому борту и имеют систему блоков, облегчающих работу устройства.
Мачта, гик и спинакер-гик изготовлены из алюминиевого сплава. Мачта установлена в степсе на рубке. Ее можно без особых затруднений завалить назад и вновь установить силами экипажа. В стоячий такелаж мачты входят две пары вант — верхние и основные, штаг и ахтерштаг. Штаг — вращающийся С устройством для закручивания стакселя и натяжки фала. Ахтерштаг заканчивается талями для регулировки натяжения. Грота-фал, спинакер-фал и топенант гика проведены внутри мачты. Весь стоячий и бегучий такелаж изготовлен из стальных нержавеющих тросов и капроновых канатов и шнуров. Уборка грота и его рифление может производиться наматыванием паруса на гик.
Под входом в каюту — трап, который ведет в салон. В средней части салона размещен складной обеденный стол, основанием которого служит швертовый колодец. Здесь же поставлены два дивана, имеющие размеры обычных спальных мест. Пространство между каждым диваном и бортом отделено панелью с дверцами и образует бортовые шкафчики для личных вещей команды.
Газовая плита на две горелки вместе с качающимся подвесом помещена в выдвижном камбузном блоке, облицованном белым пластиком. После приготовления пищи камбузный блок можно задвинуть в нишу под палубой с левой стороны кокпита.
С правого борта вдоль кокпита расположено кормовое спальное место. Всего на яхте пять спальных мест, считая и сдвоенное место в форпике. Пространство под кокпитом используется для хранения парусов и другого яхтенного имущества, но при «перенаселенности» судна там можно устроить еще одну широкую лежанку. Шкафы для одежды расположены симметрично по обоим бортам перед мачтовой переборкой.
Под настилом носовых спальных мест размещены аккумуляторы. На "ЛЭС-22" установлены две батареи 5НЖ100. Бортовая сеть напряжением 12 В обеспечивает питание ходовых огней, освещение салона, гальюна и форпика.
Ахтерпик отделен от остальных помещений водонепроницаемой переборкой и имеет отливные отверстия за борт. В ахтерпике хранится подвесной мотор и запас топлива в баке.
Мотор "Ветерок-8Э" навешивается на кронштейн, установленный у транца с левого борта. Шарнирный кронштейн допускает закидывание мотора на палубу для осмотра гребного винта, смены шпонки, очистки от водорослей и т. д. При движении под парусами приподнятый на кронштейне мотор всегда готов к работе.
По результатам ходовых испытаний, проведенных осенью 1985 г., разрабатывается окончательный вариант "ЛЭС-22". В 1987 г. верфь предполагает выпустить первую опытную партию яхт.