Советские водномоторники одержали убедительную победу на чемпионате мира.
Дли водномоторников нашей страны прошедший 1985 год был поистине знаменательным. Во-первых, на международных соревнованиях социалистических стран они завоевали кубок «За дружбу и братство». Во-вторых, ленинградец Борис Клюшников стал чемпионом Европы. Однако наиболее результативно сборная СССР выступила на чемпионате мира, проходившем в австрийском городе Грейн. Золотую медаль завоевал Алексей Ишутин, серебряную — Андрей Берницын, бронзовую — Анатолий Чермашенцев, четвертым был Борис Клюшников. Четыре первых места на чемпионате мира — это убедительная победа!
Наш внештатный корреспондент В. Синютин встретился с заслуженным тренером СССР по водно-моторному спорту П. Богдановым и попросил его рассказать о выступлениях советских гонщиков на чемпионатах Европы и мира, о проблемах дальнейшего развития в нашей стране водно-моторного спорта.
— Петр Филиппович, в прошедшем году чемпионат мира по водно-моторному спорту проходил спустя неделю после чемпионата Европы. Какие трудности в связи с зтим возникали в команде?
— Почетное право отстаивать честь нашей страны на чемпионатах Европы и мира было предоставлено испытанным, волевым спортсменам Анатолию Чермашенцеву, Алексею Ишутину, Анатолию Головину, Борису Клюшникову, Андрею Берницыну, Виктору Харченко. Каждый из этих гонщиков имеет свой «почерк», но есть у них и общее — все они великолепно знают технику, умеют качественно подготовить ее к соревнованиям, могут настроиться на острую борьбу.
Перед чемпионатом мира руководители команды, тренеры должны были решить сложную задачу — правильно распределить силы, сберечь технику. Не случайно на чемпионате Европы в Венгрии за сборную СССР выступали Анатолий Головин, Борис Клюшников, Андрей Берницын, Виктор Харченко.
— Чем вызвано такое решение?
— Анатолий Чермашенцев и Алексей Ишутин на протяжении многих лет выступают наиболее стабильно. Кроме того, они имеют скутера разных типов: у Чермашенцева — «трехточка», у Ишутина — «катамаран». При любой воде, по нашим замыслам, кто-то из них может возглавить борьбу за чемпионский титул.
Возможности этих спортсменов знают и соперники. Поэтому на соревнованиях гонщики других стран стараются быть ближе к лидерам, пристально следят за их действиями. Порой в стартовой зоне, на дистанции допускают опасные сближения и даже столкновения. Из-за этого у Чермашеицева, скажем, неоднократно выходил из строя скутер, приходилось прекращать борьбу. Вот почему мы решили сохранить свежие силы для чемпионата мира.
— Не означало ли это, что наша команда отказалась от борьбы за звание чемпиона Европы?
— Ни в коем случае. Тренеры, гонщики других стран хорошо знают возможности Анатолия Головина — чемпиона мира 1983 г., неоднократных победителей международных соревнований Бориса Клюшникова, Виктора Харченко и Андрея Берницына. Последующие события показали, что наше решение было правильным. Клюшников стал чемпионом Европы, Харченко занял шестое место.
Не повезло Берницыну и Головину: их скутера получили серьезные повреждения. Всю неделю команде пришлось восстанавливать корпуса. Очень помогли венгерские и болгарские товарищи. Труд не пропал даром: оба спортсмена на чемпионате мира вышли на старт.
— Чемпионат мира — серьезное испытание для гонщиков, тренеров. Здесь ведется бескомпромиссная борьба. И все же Алексею Ишутину удалось выиграть подряд три заезда. Что способствовало его успеху?
— Путь к чемпионскому титулу в технических видах спорта очень сложен. Нужно себя подготовить физически, психологически, изучить тактические приемы борьбы на дистанции Но это еще полдела. Успех во многом определяется качеством подготовки техники. Сегодня мы с гордостью можем сказать: советские скутера - лучшие в мире! Раньше мы их покупали за границей, платили большие деньги Теперь делаем сами и делаем отлично. Такой результат достигнут благодаря тесному сотрудничеству ведущих спортсменов страны с энтузиастами Центрального технического конструкторского бюро ДОСААФ СССР, которое находится в Ленинграде. На корпусе, построенном совместными усилиями. Алексей Ишутин сумел захватить лидерство и удержать его на протяжении трех гонок. Выиграв три гонки, он досрочно завоевал титул чемпиона мира.
— Расскажите, пожалуйста, о новом чемпионе мира.
— Алексей Ишутин не так давно отметил свое тридцатилетие. В четырнадцать лет он пришел в секцию водно-моторного спорта одного из ленинградских спортивно-технических клубов. Стал увлеченно заниматься, получил навыки слесаря, механика, будущего моряка Ко дню призыва в армию был уже мастером спорта СССР. Служил на дважды Краснознаменном Балтийском флоте.
Уволившись в запас, Ишутин снова пришел в родной СТК. Стабильными выступлениями на внутрисоюзных соревнованиях он завоевал право отстаивать честь советской команды за рубежом. В 1977 году за установление рекордной скорости на дистанции ему было присвоено звание мастера спорта международною класса. Трижды он становился чемпионом страны в классе ОА, четырежды выигрывал Кубок СССР.
В 1983 году Алексей перешел в более скоростной класс скутеров — ОС. Через год стал чемпионом страны, а на чемпионате мира был вторым. Так что, составляя планы на 1985 год, мы ставили перед ним четкую задачу — завоевать титул чемпиона мира. И Алексей не подвел.
— Практика показывает, что наиболее напряженно у водномоторников проходит первый заезд. Как он сложился у Ишутина?
— Тут опять же сказалось наше удачное распределение сил на чемпионате Европы. Все ведущие спортсмены ориентировались на нового чемпиона этих соревнований — Бориса Клюшникова. Алексей остался как бы в тени. На старте он не стал рисковать и бороться за лидерство, ушел на дистанцию шестым или седьмым. Но потом, набрав хорошую скорость, начал уверенно обходить одного гонщика за другим.
Обгоняющему, конечно, непросто вести борьбу. Тут и волны от впереди идущих скутеров мешают, и в «петуха» — водную струю — можно попасть, да и противник старается поставить тебя в трудное положение. Ишутин готовился к такому напряженному соперничеству. Кроме того, Алексей, как было сказано выше, вел гонку на скутере типа «катамаран», а многие другие спортсмены, в том числе и наши,— на «трехточке». Последний тип скутеров позволяет развить более высокую скорость на прямых участках, но менее устойчив на поворотах. А дистанция на чемпионате мира была трехбуйной. Прямые участки имели меньшую длину, чем при двухбуйной. Поэтому гонщики на катамаранах оказались в более выгодном положении.
На третьем круге Алексей Ишутин вырвался вперед. За ним уверенно шел Анатолий Чермашенцев. К концу дистанции еще два наших гонщика оторвались от соперников — Берницын и Клюшников. Они поделили в заезде третье и четвертое места.
— Гонщики каких стран были основными соперниками?
— Сильные водномоторники приехали из США, ФРГ, Англии, Югославии. Наиболее активно боролись за медали спортсмены из Венгрии, Финляндии. В третьем заезде второе место занял финн Рутконен, третье — венгр Волентер. Они оттеснили Клюшникова, Чермашенцева и пытались догнать Ишутина, но Алексей вел гонку технически грамотно, уверенно и лидерства не уступил. Хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что он хорошо подготовил к ответственным состязаниям технику.
— В четвертом заезде Алексей выступал?
— Да, но теперь перед ним стояла другая задача — способствовать лучшему выступлению товарищей по команде. Подсчеты, которые мы вели после каждого заезда, показывали: если гонщики займут призовые места в последней гонке, то все медали чемпионата мира будут наши. На это мы и настраивали ребят. И они справились с задачей.
— Наши гонщики выступили стабильно, ровно. В этом есть, наверно, и заслуга механиков?
— Безусловно. На чемпионате мира роль механиков выполняли Игорь Юшин и Виктор Харченко. Игорь — хороший тактик, Виктор — отменный специалист. При необходимости он мог заменить и любого гонщика. Юшин и Харченко помогали готовить технику, обеспечивали старт. Они сделали все возможное для успешного выступления спортсменов.
— Петр Филиппович, какие планы у сборной страны на 1986 год?
— Теперь перед нами стоит очень ответственная задача — удержать титулы чемпионов Европы и мира. Это сложнее, чем завоевать.
— Какие конкретные шаги для этого предпринимаете?
— Ведущие гонщики строят в Ленинградском производственном объединении ДОСААФ «Патриот» скутера типа «тримаран», обладающие хорошими гоночными качествами. Принимаются меры для обеспечения сборной страны новыми двигателями, надежными свечами зажигания, отвечающими всем требованиям запасными винтами.
— Какие проблемы существуют сейчас в развитии водно-моторного спорта в нашей стране?
— Федерация водно-моторного спорта пока не сумела организовать выпуск достаточного количества техники, снаряжения. Многие секции, спортивно-технические клубы испытывают острую нужду в скутерах, свечах, винтах, жилетах, шлемах. Особенно тревожное положение сложилось с моторами. Некоторые заводы сняли их с производства. Требует дальнейшего совершенствования методическая работа. В ряде областей, республик местными властями не определены места для тренировок, проведения соревнований водномоторников. Все это сдерживает рост массовости спорта.
В последнее время у телевидения и печати повысился интерес к нашему спорту. За это им спасибо. Более активная пропаганда поможет успешнее развивать этот увлекательный и полезный вид спорта.