Вильгельм Матвеевич Яковлев начал заниматься парусным спортом еще будучи молодым петроградским рабочим — в 1923 г., как раз в то время, когда бывший Императорский речной яхт-клуб на Крестовском острове превратился в профсоюзный Яхт-клуб ЛГСПС.
Мечтая о дальних плаваниях, начинающий яхтсмен понимал, что прежде всего нужно многому научиться. Его отличали трудолюбие и золотые руки. Вскоре он уже справлялся с любым делом и нелегкой для новичка матросской работой на палубе. Походы под парусами закаляли, приучали к морю.
И вот — первый успех и признание: молодого яхтсмена зачисляют в экипаж замечательной яхты «Смычка» («Мирамэ»: «Скиф»). Он — участник первого заграничного плавания под советским флагом. Было это в 1927 г. Вскоре он сам становится яхтенным капитаном и, несмотря на молодость, пользуется заслуженным авторитетом.
В 1935 г. В. М. Яковлев, назначенный старшим помощником капитана нового 40-тонного кеча «Ударник», совершает поход по Балтийскому морю с посещением ряда прибалтийских стран. Стояла тогда штормовая осенняя погода. По общему признанию. Вильгельм Матвеевич проявил себя зрелым, знающим моряком. Теперь ему стали доверять командование лучшими судами ленинградского флота. Именно он командовал самым большим нашим парусником — учебной шхуной «Ганс», которую по праву называли «академией»: на ее борту проходили подготовку многие матросы и капитаны. Затем В. М. Яковлев стал капитаном «Стахановца» (после 1945 г. переименованного в «Россию»). В 1937 г. он в роли капитана-наставника (как тогда говорили, гарантийного капитана) участвовал в первом плавании яхт по Беломорскому каналу.
Грянула война. В. М. Яковлев стал моряком Краснознаменного Балтийского флота. В тяжелые Дни битвы за Ленинград он был военным комендантом буксира: обеспечивал стоянку барж со средствами ПВО в Невской губе, а позднее, после прорыва гитлеровцев на побережье в районе Петергофа и Стрельны, выводил зенитные плавбатареи из-под прямого артогня противника. В первую блокадную зиму В. М. Яковлев был командиром взвода морской пехоты, воевал на одном из самых опасных участков фронта — в районе Колпино.
В 1942—!943 гг. его возвратили на флот. В. М. Яковлев командует шхуной «Альмерия», трофейной десантной баржей, построенным руками ленинградцев тендером № 269. На его счету десятки опаснейших рейсов: он перевозит оружие и боеприпасы из Кронштадта на Лавенсаари и другие острова. Летом 1944 г. ему довелось участвовать в освобождении островов Выборгского архипелага. На своем тендере № 269 он идет с первой группой десанта, а затем повторяет прорыв несколько раз. высаживая морских пехотинцев. Спарив два тендера, обеспечивает переброску на острова тяжелой техники — танкеток и орудий. За успешные боевые действия в те жаркие дни под Выборгом В. М. Яковлев был награжден орденом «Красная Звезда», а все матросы его экипажа — медалями «За отвагу».
В мирные дин В. М. Яковлев вернулся к любимому парусному спорту и внес заметный личный вклад в послевоенное восстановление парусного спорта в Ленинграде. Работая начальником гавани крупнейшего тогда в стране Центрального яхт-клуба ВЦСПС, он много сделал для ускорения ввода в строй яхт. переживших блокаду.
И сейчас, уйдя на заслуженный отдых и проживая в Таллине, яхтенный капитан В. М. Яковлев не порывает с парусами. Он превратил свой домашний стол в «стапель» для постройки превосходных моделей яхт, которыми командовал. Созданные с ювелирной точностью модели трех хорошо известных советским яхтсменам судов Вильгельм Матвеевич принес в дар музею Яхт-клуба «Труд».
Ленинградские яхтсмены, хорошо знающие этого замечательного моряка и настоящего патриота, сердечно поздравляют дорогого Вильгельма Матвеевича со славным восьмидесятилетием!