Сергей Куницын, г Апатиты Мурманской обл.
Несмотря на большие масштабы производства малых судов у нас в стране, на солидный ассортимент моделей прогулочного флота в торговой сети, немало любителей отдыха на воде предпочитают плавать на лодке, построенной своими руками. И неудивительно. Такое суденышко максимально отвечает требованиям и вкусам строителя, особенностям конкретного водоема, дает возможность проверить в своей конструкции какую-то новую идею, а главное — испытать ни с чем не сравнимое чувство наслаждения от творчества, от плодов своего труда.
Но мы не случайно начали статью с тревожного письма нашего читателя. Таких писем, поступающих из разных уголков страны, в редакционной почте очень много. Взявшись за самостоятельную постройку лодки, люди непременно сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Вот еще несколько выдержек из редакционной почты:
«Сообщите, пожалуйста существуют ли магазины в Ленинграде или в других городах страны, где можно купить материалы для постройки судна».
А. Кириченко, г. Ессентуки
«Помогите найти ткань, из которой можно было бы сшить новый тент взамен окончательно прохудившегося».
А. Валитов, г Усть-Каменогорск. С Поспелов, г. Березники Пермской обл., А. Штфемплер, г. Рига, Б. Галкин, г. Куйбышев.
«Где можно купить цинковые протекторы для защиты металлического корпуса от коррозии?»
А. Бледных, г. Мытищи Московской обл. С. Зубов, г. Кинешма Ивановской обл.
«Отсутствие материала для мачты, гика серьезно затормозило постройку яхты. Где их можно купить.»
Д. Мельник, г. Феодосия.
«Где можно раздобыть стеклоткань и эпоксидную смолу?»
В Дерябин, г. Северодвинск.
Цитирование можно было бы продолжить. И судостроители-любители недоумевают. С годами складывается все более парадоксальное явление: чем шире выбор литературы по любительской постройке судов, чем больше развивается техническое творчество, тем сложнее становится с приобретением материалов.
В существующих строительных магазинах выбор чрезвычайно скуден, он не может удовлетворить даже покупателя с самыми скромными запросами. Не стоит упрощать ситуацию. Дело не только в том, что кто-то не может купить лист фанеры. Главное, — такие трудности, подчас искусственные, не позволяют многим тысячам поклонников любительского судостроения организовать содержательное использование свободного времени, чему партия уделяет сейчас огромное внимание1. Поэтому в сложившейся обстановке полезен любой положительный опыт.
В конце 1963 г. в одном из новых районов Ленинграда был открыт магазин «Юный техник». Он должен был прежде всего обеспечивать материалами технические кружки при школах, Дворцах пионеров, клубах, жилищных конторах, но потянулись сюда и ребята, предпочитавшие мастерить самостоятельно дома или на даче.
Популярность «Юного техника» росла так быстро, что в начале 70-х годов было создано объединение из трех (а сейчас уже пяти) магазинов. Активными покупателями становились и взрослые. Дело прошлое — их можно было уже встретить не только у прилавков, но и рядом с магазинами: на «стихийных толкучках» предлагался товар на любой возраст и вкус. А если возник рынок, значит, действительно существует потребность в таких материалах. Тогда и возникла мысль организовать торговлю в «Юном технике» по возрастному принципу.
Для самых юных предназначалась секция «Умелые руки». Здесь можно было купить товары, которые выпускались промышленностью специально для детского технического творчества: заготовки моделей, конструкторы, компрессионные моторчики, различный инструмент, всевозможные клеи, лаки, краски. Ассортимент насчитывал до 650 наименований.
Для молодых радиолюбителей организовали секцию «Радиотовары». В ней имелись не только различные радиодетали, но и некондиционные радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, цена которых устанавливалась гораздо ниже «магазинной». Если умельцам не удавалось оживить «барахливший» магнитофон или телевизор, то хорошие детали от него всегда можно было использовать в других самоделках.
И, наконец, третья секция, самая многолюдная и обширная — «Материалы для самоделок». У того, кто сюда попадает впервые, буквально глаза разбегаются: угольники и листы из алюминия, мельхиоровые трубки и медная фольга, вырубка и различная проволока, обрезки металла, плиты пенопласта и ДСП, отходы пластмасс, дерева, пенорезина, провода для монтажных работ, оргстекло, самый разнообразный крепеж, куски винипласта... В последнее время магазин стал получать отходы полушерстяной, шерстяной и объемной пряжи, лоскутки искусственного меха, драпа и шелка. Не верится, что раньше все это богатство шло в отходы, под пресс или даже уничтожалось.
Естественно, сотрудников журнала в первую очередь интересовали материалы, которые покупатель мог выбрать для постройки, скажем, лодки или катера.
Что же предлагал магазин судостроителю-любителю?
Деревянные рейки, бруски, планки, металлический угольник для набора, стеклотекстолит и дюралевые листы для обшивки, пенопласт для блоков плавучести и термоизоляции каюты, различный крепеж, винилискожу и пенорезину для сидений, шпон и декоративную бумагу для отделки. Словом, выбор довольно большой. Но, к сожалению, главных строительных материалов — водостойкой фанеры, стеклоткани, эпоксидной смолы в продаже нет и практически не бывает.
Можно ли в этом как-то помочь любителям? — спросили мы руководителей объединения. Утвердительного ответа пока не получили. Фанера — остродефицитный материал, а некондиционную «просроченную» смолу, которую можно было бы продавать, очень трудно хранить и фасовать — к этому промышленность сейчас попросту не готова. А вот обрезки стеклоткани изредка появляются.
Как-то удалось организовать продажу своеобразной «лодки-посылки» — Балтийский судостроительный завод взялся поставлять набор заготовок для фанерной лодки. В ней было все — только собирай! Такой набор стоимостью около 120 руб. пользовался бы большим спросом. Однако завод от поставки неожиданно отказался.
За этим «неожиданно» кроются причины, возможно и не известные покупателю, но во многом определяющие ассортимент товаров на прилавках. Судите сами. Отходы и некондицию работникам торговли еще надо как-то выявить. И не любые отходы, а только те, которые будут нужны умельцам. Не только найти нужные отходы, но и убедить предприятие продать их, взять на себя какие-то хлопоты по сбору, доставке и т. д. Но, чего греха таить, нередко среди таких материалов можно обнаружить не только технологические (вынужденные) отходы, но и явный брак. Зачем же хозяйственнику тащить его на свет? Для него куда спокойнее спрятать брак подальше от глаз людских: закопать, сжечь, отправить на переплавку или на городскую свалку. Вместе с этим, согласитесь, тают народные рубли и надежды потенциальных покупателей, о чем почему-то думают далеко не все.
Но многие думают. Постепенно, с ростом ленинградского магазина, рос и круг поставщиков, появились постоянные серьезные партнеры. «Юным техником» уже долгие годы по сотням позиций заключаются договоры с объединением «Красный выборжец», «Позитрон», «Лендревпром», заводом им. Козицкого, с судостроительным заводом им. А. А. Жданова. В настоящее время объединение установило связи с 80 промышленными предприятиями, в том числе с 15 иногородними (Воронеж, Львов. Смоленск, Новгород и др.). Руководители многих из них серьезно подошли к этой проблеме, даже организовали специальные бригады и участки по предпродажной подготовке материалов и отходов, доведению их до товарного вида. Например, те же самые деревянные бруски надо подогнать под один размер, обстругать, увязать в аккуратные стопки. Причем, коллективы таких производственных подразделений стимулируются определенными доплатами из сумм, полученных от реализации отходов. Больше того, материалы и отходы, пригодные для технического творчества, засчитываются в план как товары народного потребления. Таким образом, предприимчивость оборачивается прибылью от бросового материала.
Другой интересный вопрос — как складывается ассортимент материалов для умельцев. Прежде всего надо сказать, что он — «плавающий». Даже на одном и том же предприятии с его переходом на другие изделия, материалы и программу постоянно меняется и вид отходов. Этим и объясняется, например, внезапное исчезновение набора для постройки фанерной лодки. По той же самой причине в секции «Материалы для самоделок» часто появляется что-то новенькое, подчас даже неожиданное для покупателя.
Один из путей обновления и расширения ассортимента — это, конечно же, активный поиск новых поставщиков, знакомство работников «Юного техника» с характером и особенностями производства.
В кабинете директора объединения Л. М Левинсона мы с интересом осматривали полки, заставленные новыми образцами. Незадолго до нашего прихода свои образцы принес представитель «Красного треугольника»: резиновые шланги, уплотнительный профиль, прокладки, сальники, куски тормозной ленты. «Это наш будущий поставщик», — пояснил директор. Огромный опыт и особое чутье помогают работникам объединения определить, хорошо ли пойдет тот или иной новый товар. Потом, для уверенности, берут сначала небольшие опытные партии, изучают спрос, пожелания покупателей и подсказывают производственникам как лучше обрабатывать отходы.
Большую помощь оказывает и методический совет, организованный в «Юном технике». Он информирует продавцов о новых направлениях в техническом творчестве, о новых товарах, в которых скоро может появиться потребность, организует выездную торговлю.
Деятельность объединения по изысканию новых резервов торговли товарами для технического творчества получает самую широкую поддержку. В прошлом году, например, в главном управлении торговли Ленгорисполкома собрались представители свыше двухсот предприятий города, чтобы обсудить один единственный вопрос — какие отходы и некондиционные товары они смогут предложить для реализации через «Юный техник».
«По самым приближенным подсчетам мы выявили тогда товаров на два миллиона рублей. Есть основания полагать, что в дальнейшем эту цифру удастся увеличить», — говорит заместитель начальника управления И. Каштелян.
Нередкими стали в Ленинграде своеобразные оптовые ярмарки и выставки «бросовых» отходов. На одной из последних ярмарок в клубе Балтийского завода экспонировалось около 250 образцов таких товаров на общую сумму 2,5 млн. руб. Еще более внушительная выставка отходов и «неликвидов» прошла в выставочном павильоне на Васильевском острове.
Как видим, связи промышленности и торговли в Ленинграде расширяются, набирают силу. Не в накладе промышленность, немалую прибыль получает и торговля. Вот лишь несколько цифр В X пятилетке товарооборот объединения «Юный техник» составил 35 млн. руб., за четыре года XI пятилетки — около 33 млн. руб., а плановый товарооборот 1985 года — 8,5 млн. руб. — значительно перевыполнен. При этом 75% дает именно реализация «некондиции». И, что немаловажно, — доволен покупатель. Один из читателей журнала написал в редакцию: «Удивительно, но мне удалось построить отличную лодку из материалов, приобретенных только в «Юном технике». Держать бы так всегда!».
А вот «держать так всегда» и везде, увы, не удается, о чем и свидетельствует редакционная почта. Что же еще мешает этому хорошему делу?
Прежде всего, не до всех предприятий страны доведен ряд важных нормативных документов о необходимости заключения договоров с торговлей на поставку некондиционных и неликвидных товаров. Это, разумеется, серьезно тормозит заключение новых договоров, резко сужает возможный ассортимент материалов для технического творчества.
Спрос по-прежнему значительно превышает предложение. Особенно он велик на отходы древесины, металла, пластика, материала для лодочных тентов...
Существующие торговые площади магазинов уже стали тесными, не хватает подсобных и складских помещений, отсутствуют средства малой механизации торговли — всевозможные тележки, контейнеры, подъемники. Сейчас торговля зачастую идет прямо с колес. Даже очень нужный товар. если его негде складывать, приходится иногда возвращать на завод.
А каковы перспективы? С удовлетворением мы узнали, что уже решен вопрос о создании на базе объединения «Юный техник» торговой фирмы «Сделай сам», которая должна обладать еще большими возможностями. Уже в самом ближайшем будущем в Ленинграде откроются два новых магазина «Сделай сам», один из них — в районе новостроек.
Время настоятельно требует, чтобы такие магазины открывались не только в Ленинграде, Минске, Киеве, Одессе, но и в других городах, где есть крупные предприятия и где умельцы терпеливо ждут решения проблемы обеспечения их материалами для технического творчества. Уже разработаны и типовые технологические решения специальных магазинов. Дело теперь за инициативой и разворотливостью соответствующих торговых организаций и предприятий.
Конечно, тем городам, где еще нет таких традиций и опыта, как в Ленинграде, поначалу придется трудно. Но, если подходить с государственных позиций, проблема будет решена. Недавно, например, открылся оптово-розничный магазин по продаже сырья и отходов производства в столице Мордовии.
Много людей из различных городов страны приезжает в Ленинград за опытом «Юного техника». Здесь в книге почетных посетителей записано множество добрых отзывов, в том числе и зарубежными гостями. По примеру Ленинграда открылись магазины технического творчества в Венгрии и Чехословакии.
Неистребима тяга человека к творчеству. Оно необходимо ему, чтобы удовлетворить врожденную потребность к поиску нового. А техническое творчество нужно поощрять и развивать, чтобы создать лучшие условия для отдыха и содержательного использования свободного времени, полноценного досуга трудящихся. Именно такую цель ставит перед нами Программа КПСС.
Примечания
1. См. статью «Полезное дело» в газете «Правда» от 6.08.85 г.