На карте Днепр напоминает согнутую руку: «ладонь» — Черное море, там, где «плечо» — Киев, на «локте» — Запорожье. А чуть ниже — юный город Энергодар.
Пятнадцать лет назад сюда пришли люди. Пришли в буквальном смысле слова: их машины застряли в песчаных дюнах, по-местному — кучугурах, на берегу Каховского водохранилища. Поставили палатки. И начали строить. Возвели крупнейшую тепловую электростанцию, а рядом с нею — белокаменный, в ожерелье соснового леса, город. Средний возраст жителей Энергодара — менее тридцати. Поэтому самые красивые здания здесь — Дворец культуры, музыкальная школа, молодежное кафе... А самая красивая бухта рукотворного моря отдана яхт-клубу.
Он чуть моложе города. В 1975 году работники Запорожской ГРЭС Ф. Освальд, Б. Кабаев, В. Беньяминов, В. Черевичный. Н. Аханов и В. Фастовец собрали всех, кто интересовался парусным спортом. Новорожденный яхт-клуб назвали «Борисфеном». Что имели тогда двадцать энтузиастов? Три «динги» на пустынном берегу Каховского моря, сорок умелых рук, да крепкую поддержку дирекции и профсоюзного комитета электростанции.
Чем располагают сейчас сто десять членов яхт-клуба? Эллинг, мастерская, бетонный слип и два дебаркадера, где оборудованы классы для занятий В тихой гавани ошвартованы 22 яхты: от миниатюрного "динги" до "Конрада-46". Шесть воспитанников клуба стали кандидатами в мастера спорта, 38 — перворазрядниками. Яхтсмены Энергодара постоянно занимают призовые места в чемпионатах области. А в нынешнем году их "Конрад-46", названный «Азуритом», успешно дебютировал на Кубке Черного моря.
— Но парус не только спорт, — сказал капитан «Азурита» В. Черевичный.
Конец августа. Штиль. Но дремлющий на якоре после дальнего плавания парусник полон едва уловимых звуков. Легко вьется под эти звуки нить разговора. О шквалах, когда паруса гремят, словно жесть, о крутых черноморских волнах, о рассветах, с которыми словно заново рождается мир, о доверчивом танце дельфинов и о чайке, скользящей по ладоням ветра. А еще — о памяти.
— Парус,— продолжает свою мысль В. Черевичный, — это и способ познания мира, нашей истории. Пять лет назад мы впервые прошли на «Алькоре» по городам-Героям. И были потрясены обостренным ощущением прошлого. Одно дело приехать, скажем, в Одессу с экскурсией — гостем, а другое — прийти на яхте тем путем, каким шли боевые корабли ее защитников в сорок первом году. Появляется такое чувство, будто и ты был с ними, и ты стоял насмерть на выжженной, перепаханной взрывами одесской земле...
За кормой яхт из «Борисфена» — Киев, Севастополь, Одесса, Керчь, Новороссийск. Стало традицией каждый год ходить в один из городов-Героев. В нынешнем году на путевой карте вновь был проложен курс на Одессу.
— Надо было видеть лица ребят, когда они возлагали цветы к памятнику Неизвестному матросу или выходили из Нерубайских катакомб, — рассказывает В. Черевичный, — когда салютовали на траверзе острова Березань или стояли у бюста матросу-потемкинцу Вакуленчуку. История в эти минуты откладывается в сердце. На всю жизнь...
Из семнадцати спортсменов, ходивших в Одессу, лишь четверо бывали там во время прежних плаваний. Это тоже традиция энергодарского яхт-клуба: формировать для дальних спортивных плаваний новые экипажи из молодых рабочих и школьников старших классов.
Парусный спорт привлекает многих и в яхт-клубе пока не отказывают никому. Однако эта возможность занять свободное время молодежи интересным и полезным делом вот-вот исчерпается. Рядом с Запорожской ГРЭС строится новая мощная электростанция, и Энергодар растет, как говорится, не по дням, а по часам. Учитывая это, а также популярность «Борисфена», горисполком внес изменения в проект застройки Энергодара. В XII пятилетке для яхт-клуба будет возведено специальное здание со всеми необходимыми службами, будет открыта и детская парусная школа.