Строители, ремонтировавшие лагерь и строившие павильон для кружковой работы, оставили доски и несколько листов фанеры.
В начале года мне попал в руки первый выпуск сборника «Катера и яхты». Я обратил внимание на швертбот «Колибри», который привлек меня простотой постройки. Вспомнив теперь об этом проекте, я решил, что «Колибри» может быть построен довольно быстро и послужит неотразимой приманкой для «тоскующих в неволе» подростков. К сожалению, достать сборник еще раз мне не удалось — он так и не вышел вторым изданием и стал почти библиографической редкостью. Пришлось положиться на свою память и интуицию. Я соорудил нехитрую стелюгу, получил со склада лагеря кой-какой инструмент и приступил к работе.
Уже через час около меня топталось несколько ребят, выяснявших, что я делаю, и жаждавших помочь...
Назавтра состоялся разговор с начальником лагеря, и в тот же день я организовал судостроительный кружок.
Не было материалов (их обещали завезти «в ближайшие дни»), и мы, пятеро энтузиастов, с усердием сострагивали излишки с 45 мм досок, делая борта для нашей лодки. Быстро набили себе мозоли, но не остыли. Уже виделось, как наша краснопарусная яхта (а она обязательно должна быть краснопарусной) режет гладь озера, которое числилось в «роковых» и посему пустовало. Из разговора со старожилами выяснилось, что озеро очень глубокое, что в нем когда-то утонуло несколько человек, что один из руководителей учреждения, построившего наш лагерь, весьма озабочен близостью его к воде (как бы чего не вышло) и не дает ни лодок, имеющихся в организации, ни материалов для их постройки. В общем, выяснилось, что наш кружок существует только благодаря «либерализму» начальника лагеря. Это определило наш статут и материальное положение. Материалы для строительства лодки мы добывали, копаясь в оставленных строителями досках, заляпанных цементом и сваленных за территорией лагеря. Фанеру нам, в конце концов, привезли, паруса же мы шили вручную из бязи, полученной со склада лагеря.
Наша яхта-первенец была готова к родительскому дню и вызвала всеобщий восторг. Ребята, державшиеся до сих пор в стороне и скептически поглядывавшие на наши труды, стали проситься в кружок.
К этому времени мы стали хозяевами большого (около 70 м2) помещения в новом павильоне. В связи с расширением наших возможностей увеличился и кружок. Мы приняли 12 ребят и провели первое собрание, на котором постановили:
- именовать себя яхт-клубом;
- создать три рабочих экипажа;
- построить три тузика-швертбота «Мотылек»
После завтрака и «отрядного времени» мы собирались в клубе. Начиналась работа, которая продолжалась до ужина, с перерывом на обед и «тихий час». Работали с азартом и без «погонялок». Но, несмотря на энтузиазм ребят, наши швертботы «росли» медленно. Не хватало инструмента, материалов. Проблемой была даже такая операция, как снятие фасок на затупившихся рубаночных железках. Приходилось вручную ножовкой пилить из 70-мм досок рейки для стрингеров, буртиков и других длинномерных деталей. Вручную делали даже блоки гика-шкотов.
Каждый вечер перед ужином собирался совет командиров. Обсуждались итоги прошедшего дня, дальнейшие планы. Совет решал всякие хозяйственные дела, принимал отчет вахтенного.
Перед окончанием постройки «окрестили» наших новорожденных. Флагманом флотилии стала наша первая яхточка — «Ассоль», а «мотыльки» получили имена героев «Человека-амфибии»: «Ихтиандр», «Гуттиэре» и «Лидинг».
В родительский день третьей смены, под общее ликование наши суда закачались на воде. Начались тренировки. Но, к нашему большому огорчению, погода, радовавшая нас все лето, стала резко портиться. Очень мешали ветры с дождями, разводившие прибойную волну. Тем не менее ребята освоили основы вождения парусных судов и после закрытия лагеря продемонстрировали свое умение на заключительном смотре лагерей Московского района Ленинграда, проходившем на прудах Московского парка Победы в сильный порывистый ветер.
Что дал ребятам яхт-клуб и каковы его перспективы?
Первое, о чем следует сказать, это воспитательная сторона всей нашей затеи: клуб превратился в очень сильный, дружный коллектив.
Основной направляющей силой был совет командиров. Ребята научились подчинять и увязывать свои интересы с интересами коллектива.
Большое внимание было уделено физической закалке ребят. Ежедневные (независимо от погоды) купания, спортивная зарядка, участие в спортивных мероприятиях лагеря и отрядов и физическая нагрузка, которую ребята получали в процессе строительства судов, помогли укрепить здоровье наших мореходов. Уровень физической подготовки ребят можно проиллюстрировать таким фактом: на междулагерных «олимпийских» играх в состав команды нашего лагеря вошли все 17 членов яхт-клуба: чемпионами игр в разных видах спорта стали 12 человек.
По окончании лагерного сезона я связался с сотрудником Ленинградской детской спортивно-парусной школы Николаем Ивановичем Родионовым, и мы договорились о продолжении занятии ребят в составе школы. В последние месяцы навигации ребята сдали парусную практику на права рулевого III класса и сейчас занимаются в ДСПШ на курсах рулевых II класса и в буерной группе.
Старшие ребята едут в лагерь, как правило, неохотно. Главная причина — отсутствие возможности как-то проявить себя, а желание обратить внимание окружающих на свои возросшие возможности у ребят 13—15 лет очень сильно. Как удовлетворяются в лагерях эти в общем-то нормальные возрастные потребности? Никак. Кроме вечеров танцев «для старших» да одного-двух однодневных походов «за романтикой», жизнь старших школьников в лагерях ничем не отличается от жизни других отрядов. В итоге ребятам скучно.
Создание парусного отряда дает возможность привлечь подростков к посильному и интересному делу.
Как я представляю себе организацию такого отряда? В совет командиров должны войти:
- командир отряда (воспитатель);
- физрук (тренер);
- комиссар отряда (из ребят);
- боцман (из ребят-яхтсменов);
- командиры экипажей (тоже из яхтсменов).
Жизнь отряда регламентируется лагерным распорядком, но с некоторыми особенностями:
- необходимо ввести специальную спортивную зарядку и спортивные занятия с элементами строевой подготовки;
- больше проводить занятий, связанных с тренировками на воде;
- использовать подходящие для работы с ребятами положения из устава корабельной службы (например, подъем флага, вахты и пр.);
- предусмотреть необходимость регулярных двух-трех дневных походов на судах;
- отряд ежедневно делить на 3 команды — одна команда занимается парусной практикой и теорией, другая строит суда, третья несет вахту в лагере и в гавани.
Остановлюсь на особенностях построенных нами судов. Как уже говорилось, свою первую яхту мы строили без чертежей, однако суденышко получилось неплохим. Оно очень быстроходно, остойчиво и «спортивно». Но интуиция, все-таки, подвела — я слишком поднял днище к форшпигелю, в результате в свежий ветер, когда на озере гуляли волны, на палубу попадало большое количество воды. Я ввел в конструкцию привальные брусья шириной 40 мм и буртик (10 мм), которые значительно расширили палубу и защитили ее от волны на курсах бакштаг и галфвинд. Румпель я сделал без наделки, снабдив его петлеобразной рукояткой, что упростило рулевое устройство. Кроме этого, я выгородил водонепроницаемой переборкой ахтерпик и накрыл его водонепроницаемым лючком. Это дало возможность брать на лодку одежду и швартовный конец. Парус быстро вытянулся и стал «пузатым»; его пришлось перешивать. Но зато приятным сюрпризом оказалась отличная центровка. При ветре в два-три балла яхточка почти не нуждалась в рулевом управлении. Построенные нами «Мотыльки» оказались менее удачными судами. Правда, внешне лодки получились красивыми, но ходовые качества оставляют желать лучшего. На фордевинде яхты очень рыскливы, а на острых курсах рейко-вое вооружение работает много хуже бермудского, установленного на «Ассоли». Короткое широкое судно на поворотах резко теряет ход и перестает слушаться руля. Незапалубленный корпус легко заливается водой и плохо ведет себя при ходе с креном.
Мне кажется, что при подготовке к навигации есть смысл поставить перед пером руля небольшой плавничок и попробовать перевооружить хотя бы один швертбот бермудским кэтом. Вообще же «Мотыльки» недостаточно мореходны и не годятся для озер шириной 3—5 км.
В будущем надеемся построить более спортивные суда («Кадеты» или «Мышки») и даже небольшой катамаран.