Постройка яхты «Росток» явилась большим событием для морского парусного спорта ГДР. Была создана крупная мореходная яхта, на которой впервые нашли применение новые принципы современного яхтостроения.
За восемь лет плавания яхта посетила многие прибалтийские страны, участвовала в крупных гонках. Под управлением опытного капитана и конструктора Курта Дебуса она выиграла кубок «Гриф Поморский» в 1961 г. в Польской Народной Республике, заняла второе место в трудной юбилейной регате в Мальме в 1964 г.
Минувшим летом яхта с экипажем, состоящим из членов Ростокского Военно-морского яхт-клуба, посетила Ленинград. Руководил походом капитан Фриц Эльхлеп, один из выдающихся немецких яхтсменов дальнего плавания.
Спортсмены Ленинграда с большим интересом ознакомились с яхтой «Росток». Яхта имеет высокий борт, короткие свесы и гладкую палубу.
Основные данные яхты
Длина, м | 15,16 |
Ширина, м | 3,27 |
Осадка, м | 3,20 |
Водоизмещение, т | 14 |
Корпус яхты выполнен с обшивкой из красного дерева на дубовых шпангоутах. Палубный настил изготовлен из 20-миллиметровой морской фанеры, поверх которой наклеены тиковые рейки. Рейки идут параллельно ватервейсу и придают палубе вид классического лакированного настила. В то же время, благодаря фанере и резиновым прокладкам в пазах, палуба лишена обычной водотечности. Водонепроницаемость соединения комингсов рубки и люков с палубой обеспечивается резиновой прокладкой специального профиля.
Особенностью конструкции яхты являются степсы мачт, установленные непосредственно на палубе. Благодаря тому, что мачта не проходит сквозь палубу, ее легче ставить и снимать; создаются возможности для более удобной внутренней планировки. Однако необходимо подкрепление палубы ввиду значительного осевого давления от мачт. Степсы выполнены в виде сварных коробчатых конструкций; мачты устанавливаются шпором в коробку и стопорятся от продольного перемещения болтами. Степс грот-мачты по длине опирается на три усиленных бимса, соединенных снизу продольным дубовым брусом, который подкреплен стальным трубчатым пиллерсом. Усилие от мачты передается посредством этого пиллерса на мощный сварной кильсон двутаврового сечения, простирающийся на значительную часть длины яхты и соединенный с металлическими флорами.
Корпус в районе грот-мачты подкреплен двумя поперечными переборками из реек красного дерева. Палуба яхты довольно просторная — каютная надстройка имеет небольшие размеры, оставляя достаточно места для работы экипажа с парусами. Кокпит, расположенный в корму от рубки, разделен бимсом с погоном гика-шкота на два рабочих места: меньшее в корме — для рулевого и большее — для шкотовых. На бимсе установлены штурвал с цепным штуртросовым приводом и путевой магнитный компас с электрическим освещением. На комингсах кокпита располагаются лебедки стаксель-шкотов и здесь же на палубе — рычажные натяжки бакштагов грот-мачты. Рычаги бакштагов бизань-мачты расположены под рукой у рулевого, который их и обслуживает.
Благодаря такому расположению лебедок и рычагов управление парусами и повороты могут осуществляться без выхода членов экипажа из кокпита. Управление яхтой облегчается еще и потому, что она вооружена рейковым стакселем. На длинных переходах состав вахты — 2 чел.
Просторная палуба «Ростока» очень удобна для работы экипажа на ходу. Установлено надежное леерное ограждение с носовым и кормовым трубчатыми релингами. Для защиты экипажа в кокпите от ветра и брызг на леерах в кормовой части яхты сделаны парусиновые обвесы.
Особое внимание уделено безопасности экипажа — каждый член команды для работы на палубе в штормовых условиях обеспечивается специальным страховочным поясом с карабином на тонком и прочном лине. На палубе закреплены два надувных четырехместных спасательных плотика.
Спасательные круги, навешенные на леерах в кормовой части яхты, снабжены электрическими светильниками, включающимися при попадании в воду, как этого требует Международная конвенция по охране человеческой жизни на море.
Яхта снабжена облегченным надежным якорем Данфорта весом 20 кг. Якорь очень удобен в обращении и прост по конструкции. Уместно заметить, что отечественные яхты класса «Л-6», которые в два с лишним раза меньше по водоизмещению, чем «Росток», до сих пор снабжаются адмиралтейскими якорями весом 30 кг, тяжелыми и неудобными в работе.
Внутреннее оборудование яхты рассчитано на длительное плавание и обеспечивает достаточный комфорт экипажу из 8—10 чел. Имеется достаточное количество рундуков, шкафчиков и полок для хранения имущества, продуктов и личных вещей экипажа. Камбуз оборудован бензиновыми горелками, посудомойкой и обширным буфетом с полками для посуды.
Штурманское оборудование представлено путевым и главным магнитными компасами, электромеханическим лагом и небольшим радиопеленгатором.
В кормовой части яхты под кокпитом установлен дизель мощностью 12,5 л. с., обеспечивающий яхте скорость 5 узл. Двигатель не имеет редуктора и реверсивной передачи.
На яхте установлено парусное вооружение типа иол; общая площадь парусности 100 м2. Обе мачты сварены из стальных листов толщиной 3—4 мм и имеют прямоугольное сечение. Грот-мачта раскреплена двумя парами основных вант, средними и топ-вантами, основным и топовым штагом, бакштагами и ахтерштагом. Грота-гика-шкот проведен в два конца, причем ходовые концы проходят через блоки на рубке к уткам, установленным на кормовом комингсе рубки. Такая проводка позволяет шкотовому выполнять работу со всеми шкотами и бакштагами, не перемещаясь по кокпиту.
Фалы — стальные, с растительными лопарями. Для добирания фалов на грот-мачте установлены три лебедки, аналогичные по конструкции шкотовым лебедкам.