В конце 1962 г. на очередном ежегодном собрании Международного Союза парусных гонок (IYRU) обсуждался вопрос о замене олимпийских классов яхт новыми, более совершенными, более спортивными и дешевыми яхтами.
В результате были объявлены международные конкурсы на лучшие проекты швертбота-одиночки, килевых яхт для двух и трех человек и катамарана класса С. Яхты по лучшим проектам, отобранным компетентной комиссией, предполагалось построить и испытать.
В начале 1964 г. стали известны победители конкурса на лучший проект яхты-двойки, которая должна заменить на олимпийских играх 1972 г. знаменитые «звездники», уже более полувека не сходящие с гоночных дистанций мира.
Условиями конкурса ограничивались наибольшие длина (6,70 м) и осадка (1,10 м), максимальное водоизмещение (650 кг), минимальный вес фальшкиля (225 кг) и наибольшая площадь парусности (23 мг). Конструкция новой яхты (желательно — из стеклопластика) должна была предусматривать возможность ее крупносерийной постройки и транспортировки на легком трейлере. Обязательным требованием было обеспечение непотопляемости яхты. По условиям конкурса яхта должна была нести спинакер площадью 19 м2 и иметь трапецию для откренивания.
Первый приз был присужден западногерманскому конструктору X. Глацеру. Его «Чемпион» (табл. 1) был представлен в двух вариантах: с рулем, установленным отдельно от киля, и с рулем, навешенным на киль. Обводы «Чемпиона» напоминают обводы глиссирующего швертбота с острыми ватерлиниями в носу и плоским днищем в кормовой части. Корпус изготовлен из стеклопластика. Непотопляемость обеспечена заполнением днищевой части и пространств между кокпитом и бортами пенополиуретаном. Отлив воды из кокпита предусмотрен через шпигаты в транце. Интересен поперечный румпель, установленный почти посредине кокпита.
Второй приз получил известный голландский яхтенный конструктор Е. Г. ван де Стадт. Его яхта «Рапики» также имеет глиссирующие обводы, но снабжена бульбкилем и балансирным рулем. В носовой части корпуса предусмотрена скула-брызгоотбойник. Пластмассовый корпус собирается из двух частей: собственно корпуса и палубы с кокпитом. Пространство между корпусом и палубой заполнено пенопластом. Слив воды из кокпита предусмотрен в шпигаты под днище яхты. Руль и бульбкиль для удобства транспортировки на трейлере могут быть сняты. «Рапики» имел самый легкий корпус из всех представленных проектов (500 кг).
Третий приз получили два конструктора: англичанин Роскоу и голландец Кортелинг. Их проекты яхт под девизами «Шарк» и «РП-III» в общих чертах аналогичны «Чемпиону».
Годом позже в середине мая 1965 г. в голландском городке Медемблике собрали 13 яхт, построенных по спецификации IYRU. Среди них были и призовые конкурсные яхты «Чемпион», «Старлет» (вариант «Чемпиона» с отдельным от киля рулем), «Рапики» и другие, неизвестные пока что яхты. Комиссия из яхтсменов — представителей Англии, США, Италии и Голландии — должна была испытать эти яхты и определить лучшую, которая затем могла бы стать монотипом.
Серия испытаний состояла из 10 гонок (табл. 2). После первой же гонки экипаж тяжелой и узкой фанерной яхты «Флаинг Фиш» отказался от дальнейшей, явно бессмысленной для этого судна борьбы. За ней последовали французская «Телстар» и «Чемпион»; на восьмой гонке отошли «Рапики» и «Флаинг Сеньор» конструкции ван Эссена (последняя яхта интересна тем, что она представляла собой несколько увеличенный «Летучий Голландец» с балластным килем). Все гонки закончили «Темпест», «Кобра», «Сателлит», «CVP-43» и «Старлет».
Лучшей оказалась английская яхта «Темпест», которая выиграла все гонки, за исключением одной, когда у нее вышло из строя рулевое управление. Все ее победы были одержаны со значительным опережением соперников будь то в слабый, средний или сильный ветер. В одной из гонок при семибалльном ветре «Темпест» опередила «Кобру» на 3 минуты (а «Старлет» была третьей).
Последним испытанием для «Темпест» была гонка с дополнительным балластом 40 кг на ее борту. Так как вес корпуса (455 кг) этой яхты был меньше, чем у пластмассовых соперниц, комиссия решила проверить ее ходовые качества с балластом, учитывающим возможное увеличение веса при серийной постройке корпуса из стеклопластика. Однако и эту гонку «Темпест» выиграла с отрывом на 35 сек. от «Кобры».
Так же, как «Чемпион» и «Рапики», «Темпест» имеет корпус глиссирующего швертбота. Бульбкиль, как и на «Старлет», закреплен в колодце и может при транспортировке подниматься. Руль также может быть поднят через колодец; это не только упрощает перевозку яхты, но и позволяет легко очищать перо от водорослей, заменять поврежденный руль и т. п.
Большой самоотливной кокпит имеет автоматические шпигаты Эльвстрема, выведенные в транец. Яхта во время гонки может ложиться парусами на воду и снова быть поставленной на киль.
Весь подпалубный объем корпуса, включая пространство под кокпитом, герметизирован, что обеспечивает непотопляемость яхты. В носовой части палубы имеется углубление для укладки спинакера на гонках.
Конструктор яхты англичанин Ян Проктор снабдил ее гибкой мачтой из легкого сплава, узкими эффективными парусами. Погон гика-шкота простирается на всю ширину яхты в средней ее части. Благодаря креплению гика-шкота посредине гика можно регулировать форму пуза грота при различной силе ветра.
«Темпест» хорошо глиссирует как в прямом положении, так и с креном до 15°. На испытаниях он легко обходил «Летучих Голландцев». Успеху этой яхты во многом способствовал и очень опытный экипаж (рулевой Джон Оклей, шкотовый Клифф Норбюрн).
Две английские яхты «Кобра» и «Сателлит» имели обводы, похожие на обводы «звездника» — со скулой и днищем, изогнутым в поперечном направлении по радиусу. Однако они были значительно уже, легче, быстроходнее и дешевле, а также и более транспортабельными, чем «звездник». Мачта на «Кобре» и «Сателлите» установлена почти на миделе, благодаря чему увеличена площадь переднего парусного треугольника. Обе яхты построены из фанеры и оклеены стеклопластиком. Очевидно, благодаря легкому корпусу «Кобра» показала в гонках неплохие результаты.
По результатам гонок «Рапики» завоевал 2-е место. Вес его корпуса оказался меньше проектного и составил 500 кг. Вариант «Чемпиона» с балансирным рулем («Старлет») оказался более эффективным, чем с рулем на киле.
На ежегодном собрании постоянного комитета IYRU в ноябре 1965 г. в Лондоне вновь рассматривался вопрос об олимпийских классах яхт. Решено все гоночные классы яхт разделить на группу А и группу В. К группе А относятся современные быстроходные классы яхт, созданные по новым проектам и оснащенные современным оборудованием и вооружением. К группе В отнесены классы, спроектированные более 20 лет назад и не могущие рассматриваться как принадлежащие к классу А. К будущим Олимпийским играм (начиная с 1972 г.) будут допускаться только яхты группы А.
На этом же собрании «Темпеет» был утвержден в качестве международного класса яхты-двойки в группе А. Однако уже сейчас многие яхтсмены-килевики относятся к этому шагу скептически; ведь по существу «Темпеет» уже не яхта, а глиссирующий швертбот с тяжелым швертом и трапецией. Новому классу еще предстоит стать фактически международным, для чего необходимо, чтобы он получил распространение и признание во многих странах мира.