В. ф. Презма из Риги пишет: «Нам очень понравилась яхта «Лоцман», но для плавания в Рижском заливе ее осадка слишком велика — 0,93 м. Нам хотелось бы построить «Лоцман» со швертом, но такой конструкции, чтобы шверт не стеснял размещения в каюте».
А. С. Прудников из Братска сообщает: «Сейчас Братское море еще не заполнилось до проектной глубины; его берега буквально усеяны пнями, которые затрудняют подход судов с большой осадкой. Поэтому я решил построить яхту, подобную «Лоцману», но с осадкой 0,5—0,6 м. Для этого хочу применить скуловые кили».
По просьбе читателей конструктор яхты инж. Д. А. Курбатов выполнил оба варианта уменьшения габаритной осадки «Лоцмана» до 600—660 мм без изменения обводов корпуса яхты.
Установка шверта
Избежать устройства швертового колодца в корпусе яхты и избавиться от всех сопутствующих нежелательных явлений (водотечность, загроможденность помещений и т. п.) можно, устроив узкий мечевидный шверт. Такой шверт полностью размещается в фальшкиле и о его наличии можно догадаться только по трубчатому пиллерсу, в котором проходит шкентель шверт-талей. Лучше всего вырезать шверт из стального листа толщиной 10—15 мм. Благодаря большому весу такой шверт в опущенном положении будет увеличивать остойчивость яхты. Если сделать шверт тоньше 10 мм — прочность его будет недостаточной и при первой же посадке на мель он будет погнут. Кромки шверта для уменьшения гидродинамических потерь необходимо заострить.
Фальшкиль набирается из пакета стальных листов, либо сваривается в виде коробки, которая затем заполняется отходами металла с цементом. Щель для шверта должна быть на 8—10 мм больше его толщины. Плавность обводов киля может быть достигнута оклейкой его стеклопластиком или цементированием. Входящая (носовая) кромка киля может быть даже изготовлена из дерева. В любом случае вес фальшкиля и шверта должен быть около 450 кг.
Фальшкиль крепится к усиленным флорам болтами М14—М16. Болты могут быть длинными, проходящими сквозь фальшкиль, или короткими, крепящими фальшкиль за приваренный фланец.
Пиллерс для шверт-талей надо надежно закрепить на бимсе и киле, лучше всего при помощи болтов Мб. Так как стальной тросик сильно корродирует в воде, для шкентеля талей лучше применить цепочку. При желании тали могут быть выведены на крышу рубки.
Положение оси баллера и кормовой плавник такие же, как и на килевом варианте «Лоцмана». Ширина пера руля — 420 мм.
Установка скуловых килей
В этом случае, помимо фальшкиля в ДП (весом также около 450 кг), устанавливаются два легких скуловых киля. Подробно конструкция и преимущества таких килей рассмотрены во втором выпуске сборника.
Скуловые кили крепятся к стрингерам, врезанным во флортимберсы шпангоутов и проходящим от 1 до 7 шп.