Любительский флот нашей страны растет. Хотя многие рогатки все еще стоят на пути его развития, все же совершенно очевидно, что массы любителей будут их преодолевать, и все больше и больше новых судов будет появляться на голубых просторах нашей страны.
Надо, к сожалению, отметить, что, несмотря на наличие удачных проектов мелких судов самых разных типов, нередко любители встают на путь небезопасных «комбинаций из хороших судов». Не раз приходилось встречаться с катерами, проект которых был «исправлен» строителем. Одному захотелось длину прибавить, другому — борта поднять или сделать корпус пошире, а третьему — и сразу все «немножко улучшить». В результате появляются суда, не просто испорченные, но и опасные в эксплуатации.
В качестве рубок используют даже кузова старых автомобилей; у некоторых это получается хорошо, зато у других — совсем плохо!
Моторы ставятся «как попало» — в носу, в корме, прямо в пассажирских помещениях. Бензобаки можно встретить такие, что впору грузить их на большое судно! Конечно, при этом никаких мер безопасности не принимается. Топливопроводы на многих катерах протягивают от носа до кормы, под настилом, собирая из случайных трубок; протечка топлива при этом неизбежна, отсюда — прямая опасность для катера!
Рулевое управление также осуществляется самыми невероятными способами; можно встретить и штурвал со старого океанского парусника, и примитивные штертики.
Снабжение судов не регламентировано; в ряде случаев нельзя упрекнуть судоводителя в пренебрежении к правилам, поскольку их практически нет.
Вот появился подвесной мотор «Вихрь». Его вовсю ставят на многочисленные «Казанки», а к чему это приведет — можно сказать заранее; число несчастных случаев увеличится! Предупредить это трудно хотя бы потому, что в инструкции к «Казанке» четко сказано, что на ней может быть применен мотор до 20 сил! В инструкции к мотору «Вихрь» указано, что «право управления им имеют лица, имеющие свидетельства на право управления моторами до 35 сил», а вот то, что мотор этот на малые суда надо ставить очень осмотрительно и управлять им с особенной осторожностью, не сказано.
Правильна начатая в Москве попытка ввести какие-то правила, регламентирующие общие положения по любительским судам (хотя сами «московские правила» не лишены ошибок и технических неточностей). Но пока эта «улита» доедет до всех других городов, мы будем терпеть аварии и регистрировать рост количества несчастных случаев.
Необходимо ставить вопрос иначе. Надо иметь определенные и качественные общесоюзные правила, в которых оговаривались бы основные вопросы, такие, как требования к корпусу, его непотопляемости и остойчивости (при использовании различных моторов); в частности, должны быть связаны такие величины, как ширина транца и мощность подвесного мотора. Затем должны быть приведены правила безопасной установки двигателей, особенно стационарных, и требования (самые элементарные) к топливным бакам. Следует остро поставить вопрос о недопустимости постройки больших любительских судов без заднего хода, так как это Прямо ведет к авариям. Должно быть нормировано снабжение судов спасательными средствами и приведены требования к ним. В самом деле, нельзя же рассматривать детские надувные круги, которые можно купить в игрушечном магазине, как спасательное средство. А где сказано, что надувные средства для малых судов ограниченно пригодны и могут рассматриваться только как вспомогательные?
Как и какие ставить огни на малых судах? Ведь между Правилами плавания на внутренних судоходных путях и некоторыми другими местными нормами есть расхождения! А кто эти расхождения должен раскрыть и дать ясную установку?
Иными словами, на местах трудно заставить любителя выполнить даже практически необходимые требования только потому, что до сих пор нет определенных указаний, носящих характер закона. Вот поэтому, просматривая в порядке общественных обязанностей многие любительские суда, мне не раз приходилось сталкиваться с возражениями: а покажите, почему вы требуете это? Где это написано? Кто обязал?
А что ответить? Сослаться на местные решения, которые часто настолько общи и неясны, что в них нет ничего существенного, — очень трудно.
Вопрос о правилах становится в порядок дня.
Следует не только учить людей грамотно строить (и перестраивать!) суда и плавать на них. Надо позаботиться об их безопасности, оговорив жесткий минимум снабжения средствами спасения и т. п., чтобы хороший отдых не превратился в трагедию.
Примеров тому имеется не мало. Могу привести несколько из своей практики.
Гр-н Н. имел шлюпку, довольно низкобортную. Решил поднять ей борта, а заодно поднял и банки; поставил вместо мотора «ЗИФ-5М» новый мотор «Москва». При пробе этого реконструированного судна, об остойчивости которого, вероятно, не задумывались, все пассажиры оказались в воде, причем двое пострадали очень серьезно. Конечно, спасаться было не на чем! Формально — все было вроде бы правильно: имелись три надувных жилета. А времени для их надувания при опрокидывании вверх килем не оказалось. Когда же говоришь о том, что на мелких судах нельзя использовать спасательные средства без постоянной плавучести, резонно спрашивают: простите, а где это сказано?
Второй случай. Бак для топлива был поставлен в носу катера; трубопровод был сделан из медной трубки на резиновых соединениях (конечно, не дюриты, а простая резина). Через некоторое время соединения потекли, под настилом появилось топливо, в результате — пожар. Хорошо еще, что катерок стоял в это время на мели у берега! Кончилось дело тем, что корпус сгорел. А если бы на ходу? Тушить пожар, кстати, было нечем. Про огнетушитель хотя и вспомнили, но его не быпо. А ведь вопрос не простой: что поставить на мапый катер? Действительно, нечего!
Такие аппараты, как углекислотные огнетушители, и дороги и неудобны, а главное — практически мало применимы на малых моторных судах, где надо тушить горящее топливо, дерево и вещи на воздухе. А вот малые пенные огнетушители у нас не выпускаются как «малоэффективные в народном хозяйстве». Модели их есть, но никто этим вопросом не занимается.
У многих плохо заводится мотор «Стрела». Один любитель нашел выход: приспособип пусковой бачок из консервной банки у карбюратора и заливал его чуть ли не эфиром. Предупредили, что подобное усовершенствование опасно. Он его снял, но вскоре «не выдержал», опять повесил. В результате — пожар, причем пострадал не только «изобретатель», но и его ни в чем не повинные соседи.
И еще пример: на малом судне весел нет. Зачем они? Ведь о них нигде не написано! А результат? Стал мотор катерка на судовом ходу — убраться с него при помощи одного отпорного крюка трудно. В лучшем случае задержка рейсового судна! Значит, нужны правила, причем не особенно сложные, такие, которые не только бы «требовали», но и объясняли, почему и кому это нужно.
Надо надеяться, что это предложение будет поддержано и «беспризорный» флот малых судов получит определенные и ясные, квалифицированно составленные правила, требования которых будут оберегать пюбителей от многих ошибок и несчастных случаев.