Безопасность эксплуатации малых судов, используемых для туризма и прогулок, в значительной степени зависит от их технического состояния и подготовки к навигации. К сожалению, в последние годы во многих областях страны техническому освидетельствованию лодок и катеров не уделялось должного внимания, в результате чего значительное число несчастных случаев на воде было связано с неудовлетворительным состоянием судов, недостаточной остойчивостью или плохой их конструкцией. При регистрации лодок отделы горисполкомов, которым поручено это дело, в лучшем случае интересуются наличием спасательных принадлежностей, не затрудняя себя детальным знакомством с конструкцией судна. Более того, инспекторы на местах не имеют соответствующих правил технического надзора за прогулочными лодками и катерами.
Перед началом очередной навигации, в марте этого года центральное правление НТО судостроительной промышленности провело совещание с целью координации работ отдельных организаций по созданию единых норм проектирования и правил эксплуатации малых судов. В работе совещания приняли участие представители ОСВОДа РСФСР, речного флота УССР, ЦКБ «Нептун», ЦНИИ им. акад, А. Н. Крылова, ЦНИИ Лесосплава, ленинградских заводов спортивного судостроения и клубов водно-моторного туризма.
Совещание вынуждено было отметить, что в настоящее время не существует правил надзора, которые могли бы служить основой общесоюзного документа. Более или менее благополучно дело обстоит на Украине. Здесь в 1969 г. Глав-речфлотом УССР разработаны и согласованы с бассейновыми инспекциями судоходства и Речным Регистром УССР правила навигационно-технического надзора за малыми судами, которые приняты к исполнению по всей республике. Требования правил, относящиеся к судостроительным элементам (остойчивость, высота борта, непотопляемость, пассажировместимость), приняты в соответствии с нормами ЦКБ «Нептун», применяемыми при разработке проектов новых судов. Объем и способы проверок лодок в достаточной мере учитывают специфику малых судов, Наиболее существенными недостатками этих правил являются излишняя подробность и наличие некоторых второстепенных требований, выполнение которых не обязательно для обеспечения безопасной эксплуатации судов индивидуального пользования. При небольшой корректировке украинские правила окажутся эффективными и в ближайшие годы.
В РСФСР (правда, только в Москве) действуют «Правила навигационно-технического надзора за маломерными судами», представленные на совещании представителем ОСВОДа В. А, Певзнером. Разработанные в 1967 г. квалификационной комиссией Мосгорисполкома, эти правила содержат ряд ошибок, устаревших норм, не учитывают специфики малотоннажного судостроения. Правила излишне жестки в части требований к высоте борта, комплектации лодок снабжением и оборудованием, требуют проверки ходовых и инерционных качеств судов и т. п. Подвергнув деловой критике эти правила и высказав ряд конкретных предложений, участники совещания выразили надежду, что ОСВОД РСФСР сможет в кратчайшие сроки разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке новые Правила технадзора для Российской Федерации. По общему мнению, Правила должны содержать минимальные требования, необходимые для обеспечения безопасности плавания, иметь редакцию, не допускающую произвольных толкований. Содержащиеся требования должны быть доступными для проверки простыми средствами, с минимальными затратами времени.
Ряд докладов и сообщений был посвящен нормированию в области проектирования малых судов для продажи населению. Инж. Л. Г. Цой (ЦНИИ им. акад. А. Н, Крылова) сообщил о разработке норм остойчивости и непотопляемости. Предполагается Ограничивать минимальную начальную метацентрическую высоту значением 0,3 м и нормировать плечо статической остойчивости при входе кромки палубы в воду. Инж. Т. А. Веснина (ЦКБ «Нептун») информировала об утверждении нового отраслевого стандарта ОСТ 5.0019—70 «Лодки прогулочные гребные и моторные. Нормы и правила проектирования». В ближайшие годы производство этих судов будет регламентировано и другими стандартами.
Участники совещания высказались о необходимости создания основных технических требований к лодкам и катерам, которые строятся любителями самостоятельно (по аналогии с действующими требованиями ГАИ к самодельным автомобилям и прицепам). Подобные требования, разработанные компетентными специалистами, позволили бы повысить качество и безопасность самодельных судов. Предварительные проработки требований будут выполнены комитетом малотоннажного судостроения ЦП НТО СП.
Были высказаны соображения по поводу ограничения мощности двигателей прогулочных судов, находящихся в личном пользовании трудящихся. В Московской области мощность не ограничивается, но введены участки на реке с ограничением скорости катеров и мотолодок. На Украине мощность двигателя ограничивается, исходя из остойчивости судна. Например, повсеместно прекращена регистрация «Казанки» с «Вихрем» и «Москвой-25», если к лодке не приклепаны бортовые наделки — були.